- Фестиваль открылся большим концертом на улице Петербургской. Я простоял около семи часов на этой площадке, объявляя выступающих, - рассказал заслуженный артист России, ведущий церемонии открытия и закрытия фестиваля Борис Львович во время онлайн-конференции, состоявшейся в ИА «Татар-информ». - И самое главное, на концерте было огромное количество и русских, и татар. Они подходили к нам, говорили слова благодарности.
Художественный руководитель фестиваля Эдуард Туманский добавил:
- Для многих наших иностранных гостей стало полной неожиданностью, что еврейская музыка звучит на улице, да еще и в Татарстане – мусульманской республике. Наш фестиваль отличает именно то, что при всей кажущейся невозможности он состоялся и прошел в таком интересном формате. У нас представлены все жанры, начиная с клезмерской музыки и заканчивая джазом, академической музыкой. Более того, в рамках фестиваля впервые в России был представлен новый формат оперы – киноопера известного голливудского музыканта, учившегося в Казани, Гаммы Скупинского по повести Чехова «Черный монах».
Можно уверенно сказать, что такого фестиваля еще нигде не было. И дальше он может развиваться до бесконечности. Это могут быть и спектакли лучших театров, и выставки, и музейные проекты.
Борис Львович: - На фестивале выступали исполнители и коллективы очень высокого уровня. Это самый положительный момент, но он же является и отрицательным. Объясню почему. Артистов очень много. Люди кричат им «браво!», но мне как ведущему приходилось их гнать, гнать и гнать со сцены. Я видел их обиженные лица: «Что такое, ты не даешь нам играть?!» И мне тоже было обидно, потому что каждый коллектив мог бы блестяще сыграть свой сольный концерт. В будущем надо распределять их по разным концертным площадкам города, чтобы дать возможность выступить на полную катушку.
- Одно из знаковых событий фестиваля – концерт в Болгаре. Как возникла такая неожиданная идея?
Эдуард Туманский: - В Болгар поехали молодые исполнители, лауреаты конкурса «Алилуйя», который проходит в Иерусалиме. Это, может быть, посланники из будущего, потому что они продолжат то, что начинаем мы. На земле, где по преданиям начиналось Булгарское ханство, для местных жителей звучала еврейская музыка, которая звучала в Иерусалиме. С одной стороны, это несколько неожиданно, а с другой - символично.
Много лет назад Леонид Сонц и ансамбль «Симха» проводили первый фестиваль. Назывался он не менее символично: «Салям алейкум! - Шалом алейхем!» Мы не занимаемся политикой, просто хотим музыкой объединить людей разных национальностей, разных вероисповеданий.
- Очень многие на фестивале вспоминали организатора и художественного руководителя клезмерского ансамбля «Симха» Леонида Сонца...
Э.Т.: Конечно. Им был создан замечательный коллектив - клезмерский ансамбль «Симха», и с него практически начиналась жизнь еврейской общины в Казани. Евреи перестали оправдываться, подспудно ощущать, что слово «еврей» - ругательное, и произносить его полушепотом, втягивая голову в плечи. Так складывалась жизнь, что люди стеснялись озвучивать свою принадлежность к этой национальности. И когда «Симха» зазвучала со скрипкой Леонида Сонца, все изменилось. Он незримо присутствует с нами на всех концертах. Мы это чувствуем. И этот фестиваль - дань памяти великому музыканту.
Художественный руководитель фестиваля Эдуард Туманский добавил:
- Для многих наших иностранных гостей стало полной неожиданностью, что еврейская музыка звучит на улице, да еще и в Татарстане – мусульманской республике. Наш фестиваль отличает именно то, что при всей кажущейся невозможности он состоялся и прошел в таком интересном формате. У нас представлены все жанры, начиная с клезмерской музыки и заканчивая джазом, академической музыкой. Более того, в рамках фестиваля впервые в России был представлен новый формат оперы – киноопера известного голливудского музыканта, учившегося в Казани, Гаммы Скупинского по повести Чехова «Черный монах».
Можно уверенно сказать, что такого фестиваля еще нигде не было. И дальше он может развиваться до бесконечности. Это могут быть и спектакли лучших театров, и выставки, и музейные проекты.
Борис Львович: - На фестивале выступали исполнители и коллективы очень высокого уровня. Это самый положительный момент, но он же является и отрицательным. Объясню почему. Артистов очень много. Люди кричат им «браво!», но мне как ведущему приходилось их гнать, гнать и гнать со сцены. Я видел их обиженные лица: «Что такое, ты не даешь нам играть?!» И мне тоже было обидно, потому что каждый коллектив мог бы блестяще сыграть свой сольный концерт. В будущем надо распределять их по разным концертным площадкам города, чтобы дать возможность выступить на полную катушку.
- Одно из знаковых событий фестиваля – концерт в Болгаре. Как возникла такая неожиданная идея?
Эдуард Туманский: - В Болгар поехали молодые исполнители, лауреаты конкурса «Алилуйя», который проходит в Иерусалиме. Это, может быть, посланники из будущего, потому что они продолжат то, что начинаем мы. На земле, где по преданиям начиналось Булгарское ханство, для местных жителей звучала еврейская музыка, которая звучала в Иерусалиме. С одной стороны, это несколько неожиданно, а с другой - символично.
Много лет назад Леонид Сонц и ансамбль «Симха» проводили первый фестиваль. Назывался он не менее символично: «Салям алейкум! - Шалом алейхем!» Мы не занимаемся политикой, просто хотим музыкой объединить людей разных национальностей, разных вероисповеданий.
- Очень многие на фестивале вспоминали организатора и художественного руководителя клезмерского ансамбля «Симха» Леонида Сонца...
Э.Т.: Конечно. Им был создан замечательный коллектив - клезмерский ансамбль «Симха», и с него практически начиналась жизнь еврейской общины в Казани. Евреи перестали оправдываться, подспудно ощущать, что слово «еврей» - ругательное, и произносить его полушепотом, втягивая голову в плечи. Так складывалась жизнь, что люди стеснялись озвучивать свою принадлежность к этой национальности. И когда «Симха» зазвучала со скрипкой Леонида Сонца, все изменилось. Он незримо присутствует с нами на всех концертах. Мы это чувствуем. И этот фестиваль - дань памяти великому музыканту.