Кроме того, законом предусмотрено, что работодатели при организации торговли и общепита обязаны обеспечивать своим сотрудникам регулярное прохождение медицинских осмотров, а также проводить иные санитарно-эпидемиологические мероприятия. Все это, по мнению законодателя, призвано защитить население от распространения инфекций. И медкнижка – далеко не единственная мера.
Давайте, остановимся более подробно на указанных мероприятиях.
Во-первых, законодатель предусмотрел обязанность каждого работника торговли и общепита при поступлении на работу проходить медицинский осмотр (как правило, это и оформление медкнижки происходит одновременно). Но и после того, как сотрудник будет зачислен в штат, ему нужно быть готовым к тому, что его здоровье будет периодически проверяться (все те же медосмотры).
Обязанность по их оплате и организации лежит на работодателе. Законодатель закрепил право работодателя проводить такие осмотры по договору с лечебно-профилактической организацией, обладающй лицензией на оказание такого рода услуг.
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов установили общие для всех организаций торговли правила гигиены. Согласно указанным требованиям при приеме на работу в торговую организацию соискатель должен пройти медицинский осмотр, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию. Больше того, на каждого работника торговли и общепита, работающего с продуктами питания и (или) людьми в непосредственном контакте заводится личная медкнижка.
Медицинские книжки – это такие документы работника, куда заносятся все результаты обследования его здоровья, анализы, сведения о тех заболеваниях, что он когда-либо перенес и так далее. Кроме того, медкнижка содержит отметку о прохождении им гигиенической подготовки и аттестации.
Оформление медкнижки – процедура весьма непростая, поэтому лучше всего воспользоваться в этом деле услугами специализированных организаций.
Медицинские книжки в обязательном порядке получается всяким, чья деятельность связана с пищевыми продуктами, питьевой водой и коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Ее оформление производится центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Именно специальная голограмма и печать указанного центра является подтверждением подлинности медицинской книжки. Получив данный документ, работник сдает его работодателю, у которого обычно они и хранятся.
Разумеется, оформление медкнижки предусмотрено не для всех категорий работников. К примеру, медкнижка не нужна бухгалтеру или экономисту, пусть он и работает в торговой организации. Вместе с тем, ошибкой является мнение многих, что медицинские книжки выдаются только продавцам, фасовщикам или поварам, официантам. Оформление медкнижки предусмотрено также и для тех работников, в чьи обязанности входит сопровождение продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также их погрузку и выгрузку. Вот так. Даже водители, экспедиторы и грузчики обязаны иметь медицинские книжки.
Более того, если в собственности или ином владении у магазина имеется автомобиль, предназначенный для перевозки продовольственных товаров, то и на него будет нужно обязательно получить специальный документ. Таковым, в частности, является санитарный паспорт на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов.
Форма санитарного паспорта, а также Инструкция, определяющая правила его заполнения, утверждены теми же нормативно-правовыми актами, что и медицинские книжки работников.
Помимо прохождения периодических медицинских осмотров, работники, чья деятельность связана с пищевыми продуктами (их изготовлением и оборотом), а также работники общепита, должны пройти гигиеническое обучение. Это требование является обязательным в случае, если такие специалисты непосредственно контактируют с пищевыми продуктами, материалами и изделиями.