«Мы взяли договоры в исламском отделении казанского филиала Сбербанка, который с большими почестями был открыт. Почитали эти договора, а мои знания позволяют оценивать, могу сказать, что эти продукты считаться исламскими не могут», – скептически оценивает предложенные крупнейшим банком страны исламские финансовые продукты генеральный директор исламской финансовой компании «ЛяРиба-Финанс» Мурад Алискеров.
Участники круглого стола, организованного в стенах Российского исламского института (РИИ), сошлись во мнении, что без контроля деятельности организаций, предлагающих дозволенные с мусульманской точки зрения финансовые продукты, пока что не обойтись.
«Люди идут за громкими заявлениями и транспарантами»
Исламские банки не выдают деньги под проценты, а также не начисляют таковых по вкладам. На практике, по мнению экспертов круглого стола, прошедшего сегодня в стенах РИИ, так получается не всегда. Под критику попали исламские финансовые продукты от крупнейшего в стране регулятора.
«Понимая, какой путь мы проделали [при разработке исламских финансовых продуктов], мне было интересно, как там [в Сбербанке] все реализовали. И когда я узнал, что местный, казанский муфтият не принимает прямого участия в разработке [финансовых продуктов], я понял, что все это сделано в «лайтовом» режиме», – полагает генеральный директор исламской финансовой компании «ЛяРиба-Финанс» Мурад Алискеров.
Эксперт признался, что намерено попросил друзей воспользоваться предлагаемыми Сбером продуктами для мусульман.
«Я попросил, чтобы ребятам пошли и открыли карту, взяли договор вклада, запросили информацию. Нам никто из сотрудников Сбербанка не ответил. Можете меня обвинить, что ты, мол, конкурент, но наша компания не занимается ипотечным финансирование, у нас нет дебетовых карт, мы даже при большом желании не сможем конкурировать ни с одним продуктом. Мне хочется, чтобы любой участник рынка, который взял вклад исламского банка, и человек, который компанию развивает, понимал степень ответственности», – отметил он.
По убеждению Алискерова, исламские финансовые продукты от традиционных сейчас фактически ничем не отличаются.
«Почитали эти договора, а мои знания позволяют оценивать, могу сказать, что эти продукты считаться исламскими не могут. Когда есть какие-то разногласия ученых, то каждый из нас может принять одно из мнений. Даже если оно слабое. Можно сказать, я остаюсь при своем мнении – тут вопросов нет. Но нам дают типичный договор вклада, который не отличается ничем, там есть начисляемые проценты, там наверху прямо написано – «Пенсионерам 3%» и так далее. Они оправдывают эти начисления тем, что дают дополнительное соглашение, что они эти деньги обещают куда там потратить», – не скрывает свое недовольство Алискеров.
По мнению эксперта, использовать термин «исламский банкинг» как инструмент в этом случае не совсем правильно и этично.
«Я, как человек с экономическим образованием, понимаю, что это крутой кейс, так надо работать, но как человек, у которого есть профиль в исламском банке понимаю, что так нельзя делать. Слово «исламский» это не совсем хороший маркетинговый ход», – заключил он.
Слова коллеги поддержал шариатский эксперт Финансового дома «АМАЛЬ» Булат Мулюков.
«Люди идут за громкими заявлениями и транспарантами. Если напишут: «Исламский банкинг», у людей появляется чувство, что это правильно, этому надо следовать. Многие пойдут. Они без знания будут получать, что там дают. И [верить] в то, что им менеджер скажет. За этим тоже надо следить», – сказал Мулюков.
По его мнению, реакционная политика на подобные кейсы всегда будет отставать.
«В соревновании угонщиков всегда будут и те, кто создает противоугонные средства. Всегда кто-то вперед выдвигается. Поэтому проблема требует более глобального подхода. Нужно выявить ряд проблем. Экспертов становится все больше. Но определенные проблемы, которые были в начале они остаются», – заметил Мулюков.
Мнением о том, что мусульманским экспертам нужно интегрироваться в банковскую систему поделился руководитель член Общественной палаты РТ Азат Гайнутдинов.
«Надо заходить [на существующие площадки]. Это из той серии, мы же все пытаемся школу создать мусульманскую. Точно также в эти банки нужно заходить и работать. Может, лучше на готовую площадку заходить и им больше время уделить. Не спроста Сбербанк заявил, что у них есть эта продукция. Они знают, что это зерно у них есть, но его надо развивать, объяснять о нуждах шариата», – сказал он, отметив, что создание «правильной» банковской системы с нуля требуют большие финансы.
В конце встречи модератор – доктор исламских наук Рустам Нургалеев подытожил предложенные экспертами пути решения существующих в исламских финансах проблем.
«Мы говорим о необходимости создания угловой площадки открытой и прозрачной. Мы говорим о регулировании в разных формах – звучал вопрос о создании профсоюзов, саморегулирующей организации. Мы идем на поиск объединяющего органа. Нам нужна открытая площадка для регулирования и отслеживания процессов в области исламских финансов», – сказал Нургалеев.
Он выразил надежду, что финансовые организации будут сами обращаться за консультацией экспертов.
«В офис Сбербанка я заходил не один раз. Сидел в очереди скромно, ждал, когда меня услышат, но не услышали. Надеюсь, и не ставлю крест на этом, что дождусь от «зеленого» банка, и «красного», и «синего», что ко мне в двери и не только ко мне постучат. Привлекайте, пожалуйста», – закончил Нургалеев.