СЕКРЕТЫ РЕМЕСЛА КАЗАНСКИХ ПОПРОШАЕК

Неподвижная фигура нищего в подземном переходе, надрывные звуки гармошки на улице Баумана давно уже стали привычными. И все же каждый раз рука, протянутая за подаянием, заставляет вздрогнуть, отвести глаза и рефлекторно полезть в карман за мелочью. Кто же такие казанские нищие и как им удается заставить нас раскошелиться?

news_top_970_100

Всем известна поговорка «Бедность - не порок». Только поговорка - часть пословицы. В словаре Даля читаем: «Бедность - не порок, а вдвое хуже». Что принципиально меняет весь смысл и уже не оправдывает «бедственное положение дел», бичует. Так почему же у нас прижился усеченный вариант? Причина кроется в нашем пассивном отношении к бедности: издавна ее считали просто несчастьем, ниспосланным человеку свыше. И его деяния тут ни при чем: сколько ни трудись, а от судьбы не уйти.

Нищие и попрошайки существовали во все времена и во всех культурах. Попрошайничать умеют даже высшие приматы: известно, что у шимпанзе принято «подавать» пищу чужим детенышам. И многие из них успешно пользуются этой гуманной традицией.

Обитатели социального дна составляют не менее закрытый от посторонних мир, чем представители социальной элиты, отгороженные от остального общества высокими заборами своих особняков и вооруженной охраной. Только элита охраняет себя от назойливого любопытства обывателей, а нищие - наоборот, создают вокруг себя стену социальной изоляции. С ними стараются не разговаривать, не прикасаться и даже не смотреть на них. В результате мы мало знаем о попрошайках, хотя видим их ежедневно.

У обывателей, сталкивающихся с ними, часто возникают сомнения в том, что им действительно нечего есть. Многие считают их настоящими профессионалами, которые попрошайничеством зарабатывают вполне приличные деньги. Правда это или нет, остается только догадываться.

В чем же кроется секрет воздействия нищих на наши чувства? Испокон веку тактика попрошайничества основывалась на нескольких простых закономерностях человеческой природы. Сострадание и желание помочь вызывают в первую очередь дети, старики и беспомощные инвалиды. Но доход нищего зависит не только от его пола и возраста, но и от манеры просить милостыню. Большая часть приемов универсальна. Например, они частенько принимают скорбный или грустный вид, при этом просящий находится ниже прохожих - сидит, стоит на коленях или даже лежит. Одни при этом стоят неподвижно с письменной или устной просьбой о помощи, другие обращаются прямо к потенциальным жертвователям. Некоторые активны. Например, чтобы создать видимость деятельности, они поют, играют на музыкальных инструментах или продают безделушки.

В ходе многодневных наблюдений за казанскими нищими мною были выделены три наиболее популярные группы. Первую я условно назвала бы активные, когда просители толкаются, дотрагиваются, оскорбляют, ругаются, пристально или злобно смотрят. Например, однажды вечером к нам с подругой подбежали два мальчика лет 12 - 13 и стали просить денег. Мы отказали, а они не отстают и предпринимают более активные шаги - начинают дергать за сумку. Что же остается?! Вытаскиваю кошелек, протягиваю два рубля. Мальчик, умоляя, просит дать больше. Даю пять. Радостный, он благодарит и уходит прочь.

Вторая группа - певцы и музыканты. Хотя их «концерты» не отличаются качеством, им все равно подают - как бы за труд. А еще за бедную одежду: на улице Баумана частенько играет на гитаре полуголый мужик, которому охотно кидают и мелочь, и бумажки.

Третью группу я бы назвала отчужденные. Эти люди демонстрируют крайнюю степень обезличенности, на их лице обычно застывает неподвижная улыбка или гримаса, напоминающая маску актера. Такие нищие всегда смотрят вниз и кажутся глубоко задумавшимися о своем. Много их у подземных переходов, возле магазинов и торговых точек.

Отдельный класс казанских попрошаек - это цыгане. Они оккупировали весь Центральный рынок и его окрестности, их можно увидеть на пересечении главных улиц, они ходят с протянутой рукой между машинами.

Вот сидит цыганка с грудным ребенком, рядом девочка лет шести. Спрашиваю попрошайку, как ее зовут.

- Зачем тебе? - говорит. - Лучше деньгами помоги, видишь, дети два дня не ели.

- Материал готовлю в газету, хотела бы с вами пообщаться.

- Газета - это хорошо, - отвечает она. - Алимэ меня зовут.

- Слушай, Алимэ, а почему бы тебе не пойти работать?

- Да кто ж меня на работу-то возьмет?! Муж вон на стройке работает. А я и не хочу, мне и здесь неплохо.

- А сколько в день зарабатываешь?

- По-разному. Люди сейчас пошли жадные... Ну-у... 100 - 120... Однажды вот целых 280 рублей заработали.

- А детей не жалко? Вот так, на холоде, простудятся ведь?

- А куда деваться? Привыкли уже... Ради них ведь стараемся...

- Стараемся?! - недоуменно спрашиваю я.

- А что, думаешь, легко вот так сидеть целый день на морозе?!

- Не думаю, - отвечаю я и даю ей свою последнюю десятку.

В конце концов никто не застрахован от этой участи. Будем милосердны друг к другу.

Ева ХАДИ.

news_right_column_240_400