Семья на линии огня: как пограничник Гаптулла Хасанов и его жена Масхуда стали героями войны

news_top_970_100

 Фото из архива автора

Первыми встретили и дали яростный отпор фашистским захватчикам в 1941 году солдаты и офицеры пограничных гарнизонов. Среди них сражался и выходец из поселка Параньга Марийской АССР Гаптулла Гараевич Хасанов. В неравном бою с большими потерями, не имея запасов оружия и боеприпасов, пограничники попали в окружение, но сумели вырваться и дошли до своих.

Рискуя жизнью, приютил семью красноармейца

Свои семьи пограничники спешно погрузили в вагоны поезда, вывозившего их на восток в эвакуацию. Через несколько часов эшелон с детьми, женщинами и стариками настигли немецкие самолеты и разбомбили его. Жена Гаптуллы Хасанова Масхуда с детьми - пятилетней Аэлитой и годовалым Рафаэлем - уцелела. Без еды и документов они несколько суток добирались уже по оккупированной немцами территории Белоруссии на восток. В деревне Лошице недалеко от Минска, уже занятого врагом, их приютила белорусская семья Владимира Андреевича Кмита.

Это был огромный риск - не боясь доносов и обысков, принять в свой дом семью красноармейца. Семья Кмитов и их соседи оказались очень смелыми, честными и порядочными людьми.

Красноармеец Гаптулла Хасанов, выйдя из окружения, продолжил воевать в 183-й стрелковой дивизии Калининского фронта. Дивизия вела тяжелые кровопролитные бои со значительно превосходящими силами противника. В начале октября 1941 года дивизия участвовала в Калининской оборонительной операции, целью которой было не допустить прорыва противника в район Калинина (ныне Тверь). В начале декабря 1941 года в ходе контрнаступления под Москвой дивизия остановила врага и освободила от захватчиков населенные пункты Высоковского района Тверской области. По информации ассоциации «Клуб воинской славы» РТ во главе с Михаилом Черепановым, при освобождении села Высокое Высоковского района 27 декабря 1941 года красноармеец Гаптулла Хасанов погиб смертью храбрых. Низкий поклон поисковикам за их очень нужный и важный труд!

Подпольщица Мария

Масхуде Хасановой, урожденной Чурашевой из поселка Параньга МАССР, не суждено было узнать историю военного пути и гибели супруга. Война навсегда разлучит их.

Из письма Владимира Кмита: «Масхуда вместе с детьми с конца июня 1941 года проживала в нашем доме, устроилась на работу в резиденцию гебит-комиссара Минской области Фрайтага, находившуюся в местном старинном замке. По заданию Минской подпольной организации там кроме Масхуды работали Надежда Моисеева, Мария и Елена Чижевские. Они работали официантками. По заданию штаба подпольщицы тщательно изучили здание замка: расположение и назначение помещений, подходы, входы и выходы в здание, лестницы, окна и двери.

Определили места расположения офицеров, охранников. Узнавали режим работы всех служб, планы военных и карательных операций. Собранная информация передавалась в штаб подполья».

Осенью 1943-го подпольщики узнали о намечавшейся акции фашистов. На 30 октября в резиденции Фрайтага в Лошице планировалось совещание высокопоставленных гитлеровских офицеров. Должен был присутствовать и генеральный комиссар Белоруссии Курт фон Готтберг, заменивший убитого подпольщиками гауляйтера Кубе.

Совместно с партизанами подпольщики разработали очень рискованный, смелый план операции по его уничтожению.

Партизаны изготовили взрывной заряд и накануне совещания, 29 октября, передали его подпольщицам. Женщины пронесли его в особняк Фрайтага и заложили в печь гостиной. Масхуда принимала активное участие в операции. Понимая всю опасность и страшные последствия в случае ее провала, она сообщила Владимиру Андреевичу адрес своих родственников и попросила в случае ее гибели передать дочку и сына своим родителям.

Накануне совещания немецкая служба безопасности провела тщательный обыск и обнаружила взрывчатку. Всех подпольщиц арестовали. На протяжении двух месяцев они находились в застенках гестапо. Какие мучительные зверские пытки вынесли эти молодые женщины, знает только Всевышний. Они вынесли все, не выдали фашистам никакой информации про подпольную деятельность своей группы, товарищей из минского штаба и местных партизан.

После их ареста никто не пострадал. Утром 25 декабря 1943 года на одной из центральных улиц Лошицы фашисты сделали большую виселицу и устроили устрашающую показательную казнь, согнав к этому месту всех жителей деревни. Привели избитых, измученных, раздетых подпольщиц и повесили всех.

 Фото из архива автора

Подруга, Мать и Дева

Я была осенью 2023 года в Минске. Нашла теперь уже в Лошицком районе столицы Белоруссии установленный в 1981 году памятник погибшим подпольщицам - студентке лечебного факультета Минского медицинского института Надежде Моисеевой (подпольная кличка Подруга), минской учительнице Марии Павловне Чижевской (Мать) и ее дочери переводчице Елене Чижевской (Дева). Памятник стоит на месте казни подпольщиц возле старенького небольшого домика, сохранившегося еще с довоенного времени. Местная улица в память матери и дочери названа улицей Чижевских. Имени Масхуды Хасановой (Мария) нет на этом памятнике. Мне не удалось раздобыть о ней информацию в архивах и музеях Белоруссии и Российской Федерации.

Владимир Андреевич Кмит выполнил просьбу Масхуды. После войны ее отец и брат, получив от него сообщение о выживших во время долгой немецкой оккупации внуках, приехали и забрали их в Челябинск. Аэлита и Рафаэль благополучно выросли, выучились, создали семьи. Трое внуков Масхуды и Гаптуллы проживают там же. Выросли уже и правнуки. Владимир Андреевич всю жизнь переписывался с родственниками супругов Хасановых, очень интересовался судьбой их детей. Поделился подробными воспоминаниями о жизни Масхуды.

Последнее письмо от него пришло в Параньгу 4 декабря 1994 года Фавзие Шариповне Мухаметовой (Чурашевой) - двоюродной сестре Масхуды. На этом связь с ним прервалась. Почти половину своей жизни Владимир Андреевич искал возможность внести имя Масхуды Хасановой в Книгу памяти героев Белоруссии. Писал во все существующие архивы и музеи Советского Союза. В период оккупации с 1941 - 1943 гг. белорусские подпольщики и партизаны не вели никакой документации: это было под запретом. Имеются лишь послевоенные воспоминания участников антифашистской деятельности на оккупационных территориях.

Работа над Книгой Памяти продолжается

Считаю, что поступок Владимира Кмита, приютившего семью Хасановых и спасшего детей от гибели, - настоящий подвиг, пример огромной отваги, человечности и гуманности. Таких историй за пять лет войны было очень много. Они являются незаметным и пока еще не оцененным вкладом в Победу над врагом. А это показатель силы духа, высокой нравственности нашего народа.

Я побывала в марийской Параньге в том же 2023 году. Судьба преподнесла мне огромный подарок. Волею случая я познакомилась с удивительными людьми: писателем, журналистом, опытным краеведом, активной общественницей Фавзией Шариповной Мухаметовой и главным редактором параньгинской районной газеты «Наша жизнь», председателем совета Татарского исторического общества Республики Марий Эл при ГАУК РМЭ «Республиканский центр татарской культуры» Фанилем Зулькафировичем Мусиным. Как много сделали эти два человека по созданию Книги Памяти Республики Марий Эл! Они до сих пор продолжают помогать своим землякам в розыске погибших на войне родных, ведут большую патриотическую работу с молодежью, поддерживают ветеранов войны и тыла, помогая решать социальные, медицинские и другие жизненные проблемы.

Фавзия Шариповна и рассказала мне эту пронзительную историю трагической судьбы Масхуды и Гаптуллы Хасановых. Вот уже много лет она занимается розыском, изучением истории родного края, жизни семей своих земляков, написала много книг и статей. Пусть Всевышний даст этим открытым, искренним людям долгую и благополучную жизнь, поможет им в их нелегком краеведческом деле и наградит большой благодарностью и памятью потомков!

Ясмина РАФИКОВА, Казань

news_right_column_240_400