Это стало отличным поводом для встречи с художественным руководителем и главным дирижером Филармонического джаз-оркестра РТ Сергеем Васильевым.
- Сергей Леонидович, у многих возникает вопрос: какой смысл проводить два джазовых фестиваля один за другим, наверное, проще было объединить их в один большой джазовый осенний марафон?
- Да, такой вопрос напрашивается. Мне было интересно представить зрителям джаз в разных его проявлениях. Джаз - свободный, дерзкий, в нем нет никаких рамок и ограничений. Например, «Джазовую Казань» открыл концерт Валерия Сюткина и специального гостя - саксофониста Михаила Савина. Михаил для этого концерта создал джазовые аранжировки знаменитых эстрадных песен Валерия Сюткина. Во втором концерте мы представили молодое дарование - Валерия Степанова. Это единственный в своем роде в России мультиинструменталист, он играет яркий, забористый джаз-рок. Для поклонников доброго классического джаза подготовили «Джаз из Балтимора». Нашими гостями будут легендарный трубач Рональд Бейкер и саксофонист Сергей Баулин.
- «Джазовая Казань» плавно перетечет в фестиваль «Джаз-КроссоверФест-Казань», в чем его особенность?
- Направление «кроссовер» сейчас очень востребованное и популярное во всем мире, и оно достойно отдельного фестиваля. «Кроссовер» - это сочетание несочетаемого. Например, первый концерт фестиваля - «Чайковский в джазе». Его хедлайнер - пианист, композитор, дирижер Сергей Жилин. Обычно эта программа звучит в составе «Фонограф-Джаз-Трио». Но именно в Казани музыка Чайковского прозвучит в симфоджазовом ключе. На сцене будет сводный оркестр: «Фонограф-Джаз-Трио», наш филармонический джазовый оркестр и камерный оркестр La Primavera (художественный руководитель - Рустем Абязов. За дирижерским пультом будет Сергей Васильев. - Прим. авт.). Это смелый эксперимент. Концерт технически сложен. Наш звукорежиссер Игорь Яковлев работает над тем, чтобы было слышно каждый инструмент, каждую скрипочку.
Молодой саксофонист из Франции Баптист Эрбин представит европейский джаз. А квартет Олега Бутмана исполнит программу «Джазовые портреты Майкла Джексона». Это тоже необычно, непривычно и очень интересно. В этом и заключается одна из наших миссий - показать, что джазу подвластны все стили, все жанры и он может быть интересен всем: и подготовленным слушателям, и неподготовленным.
- Вы возглавляете филармонический оркестр второй сезон, как музыканты восприняли такие эксперименты?
- Сначала полгода был на должности второго дирижера оркестра, знакомился с музыкантами, музыканты знакомились со мной. Я понял, что им небезразлична судьба оркестра, что они готовы играть новую, неожиданную музыку.
- Вы принимали участие в популярных телешоу «Две звезды», «Танцы со звездами», «Достояние республики», «Голос», что это дало вам как музыканту?
- В 2005 году я пришел в оркестр Сергея Жилина. Как раз в то время начались съемки телепроектов, в которых принимал участие оркестр. Это была такая школа... Играли все живьем. Мы исполняли не просто какие-то заставки, а концертные номера, аккомпанировали участникам шоу.
График съемок был очень плотный. В день записывали по два выпуска. Часто съемки затягивались на много часов. Бывало, в 6 утра заканчивали запись, а в 9 надо снова быть на площадке. Сказать, что было тяжело, это ничего не сказать, но зато это так закаливает! А работать в прямом эфире - это вообще высший пилотаж. После работы в таком режиме уже ничего не страшно.
- На съемках музыкантов оркестра показывали крупным планом, вас стали узнавать в лицо?
- Да, стали узнавать, добавилось виртуальных знакомых в соцсетях. Женщина, у которой я снимал квартиру в Москве, увидела меня по телевизору: «А, это ты!» И, знаете, сделала мне скидку на оплату жилья. Сама она жила за городом и привозила мне с дачи свежие овощи, фрукты. Вот так я столкнулся с приятной стороной популярности.
- Саксофон - инструмент с характером, как складываются ваши отношения?
- У меня сейчас три саксофона: сопрано, альт, тенор, и, действительно, у каждого свой характер. Когда долго не играешь или даешь саксофон другому музыканту, инструмент обижается и не звучит. Как это объяснить, не знаю, но это на самом деле так. Необходимо, чтобы прошло какое-то время, чтобы он перестал обижаться, дуться на меня. Вот недавно был две недели в отпуске. Когда вернулся, первым делом поздоровался с инструментами: «Привет! Давно не виделись!»