СЕЯЛИ СМЕРТЬ В ТЫЛУ ВРАГА

Есть особая категория участников Великой Отечественной войны - это партизаны, которые сеяли смерть в тылу врага, воевали на занятой немецко-фашистскими оккупантами советской территории и за ее пределами, подрывали эшелоны с боевой техникой и живой силой, уничтожали предателей Родины. Словом, без дела и боевой работы не сидели. О двух наших земляках, которым довелось воевать в Белоруссии, наш рассказ.

news_top_970_100

Казанец Вагиз Вахитов до войны служил в армии. А когда немцы напали на Советский Союз, артиллерист хлебнул сполна лиха первых месяцев Великой Отечественной. Тогда у немцев было громадное превосходство и на земле, и в воздухе. И если бы не мужество и героизм тех, кто принял на себя первые удары вражеских армий, умирал, но не сдавался, отступал, но наносил урон противнику, гитлеровский план молниеносной войны, наверное, смог бы осуществиться. Гитлер учел все: и фактор внезапности, и перевес сил, особенно моторизованных и танковых, и то, что Красная армия находилась в стадии перевооружения. Но он не мог знать, что на пути стальных армад встанут такие несгибаемые люди, как командир 176-миллиметрового орудия Вагиз Вахитов и его боевые друзья.

Немцы несли потери, но наступали. В тяжелых боях под Бобруйском часть, где воевал наш земляк, попала в окружение. Наши бойцы дрались храбро и отчаянно, но немцы бросили авиацию, добивая разрозненные остатки сопротивлявшихся. В одном из боев Вахитов был контужен и попал в плен. Начались тяжкие дни в неволе. Но не таков был характер у нашего героя - вместе с группой смельчаков он подготовил дерзкий побег, и уже осенью 1941 года они оказались в рядах белорусских партизан.

Почти два года провоевал артиллерист в одном из отрядов, дислоцировавшихся в Брестской области. Был командиром орудия, помощником командира взвода, участвовал во многих операциях, сея ужас и панику в тылу врага, уничтожая оккупантов и их прихвостней до самого освобождения Белоруссии Красной армией. А в 1944 году трижды контуженого в боях за Родину артиллериста перевели в запасной полк, где он до самого Дня Победы готовил командиров орудий, а потом еще служил два года. И быть бы ему военным, если бы не давнишняя мечта стать учителем. Вагиз Загайнутдинович осуществил ее в послевоенные годы: он закончил педагогическое училище и более тридцати лет преподавал математику и физику казанским ребятишкам.

Сколько себя помнит Николай Иванович Мошков, столько он и мечтал стать моряком. Это и понятно: ведь он родился и вырос на Волге, в деревне Теньки Камско-Устьинского района. До войны даже окончил в Казани морскую школу, а когда началась Великая Отечественная, стал проситься на флот, хотя и имел бронь, работая на оборонном заводе. Но вместо моря-океана в мае 1942 года Коля угодил по спецнабору в Московскую школу минеров-разведчиков, где готовили кадры для заброски в партизанские соединения, действовавшие на территории, занятой врагом.

Почти полтора года провоевал Николай Мошков в разведгруппе партизанского соединения в Могилевской области. Главной задачей группы было уничтожать мосты, пускать под откос эшелоны, выводить из строя железные дороги. И все это надо было делать в условиях, когда немцы день и ночь усиленно охраняли все объекты вероятного нападения партизан. Только отчаянная смелость, находчивость и неистребимая ненависть к врагам помогали партизанам делать то, за что они снискали огромную славу в народе и навечно попали в историю Великой Отечественной войны.

За время, что провел в отряде Мошков, их группа, состоявшая из 15 человек, потеряла убитыми 12. А сам Николай был ранен у Днепра во время одной из дерзких операций, за которую его наградили орденом Красной Звезды. А 1 октября 1943 года, когда наши освободили их район, рядовой Мошков стал пулеметчиком и лихо косил немцев из своего верного «Максима». Но недолго, потому как жизнь пехотинца на войне - штука короткая. В одном из боев он был ранен второй раз, а после госпиталя опять поменял военную профессию.

Окончив трехмесячные курсы в Челябинской танковой школе, сухопутный моряк, как шутя называл себя Николай, стал наводчиком грозного тяжелого танка ИСУ-152. О том, как воевал танкист Мошков, свидетельствуют другие боевые награды: медали «За отвагу» и «За взятие Кенигсберга». А под самый конец войны он попал и на море, штурмуя в апреле 1945 года морскую крепость Пилау.

После войны герой-партизан 35 лет проработал верой и правдой в своем родном районе. Правда, больших чинов не имел, но лучшего электрика, чем он, в «Сельхозтехнике» никогда не бывало! Не нажил солдат и большого добра, зато воспитал четверых детей, семерых внуков да трех правнуков. Ну разве это не богатство! А еще Николай Иванович известен как один из самых боевых членов совета партизан и подпольщиков Татарстана. Он частый и долгожданный гость во многих сельских и казанских школах, при его активном участии создан музей партизанской славы.

Владимир МУЗЫЧЕНКО.

news_right_column_240_400