Допустим, в конце 2007 года вы вложились в новый проект, но в силу разных причин проект оказался убыточным - либо вообще, либо на данном этапе развития бизнеса. Допустим, вы знаете свои обязанности и намерены предоставить всю налоговую отчетность, что полагается к сдаче в соответствии с применяемым вами режимом налогообложения. Однако не стоит наивно полагать, что если вы такой неприбыльный, вас не побеспокоят с налоговой проверкой. Еще как побеспокоят, и возможно, в первом же квартале года. Тем более если вы чэпэшник, попавший под общий налоговый режим и к тому же затеявший большие обороты (например, оптовую торговлю), - таких немного, и новички сразу бросаются в глаза налоговым органам.
Позиция налоговиков известна, строга и во многом справедлива - убыточные предприятия нередко на самом деле являются таковыми лишь на бумаге, поскольку ни один коммерсант не начнет бизнес без тщательного анализа всех затрат и без расчета определенной прибыли. Объяснения налогоплательщика, что проект долгосрочный, рынок колеблется и конкуренты поджимают, вряд ли можно приобщить к делу. Много споров возникает по поводу определения обоснованности - экономической оправданности затрат организации (ст. 252, 265 НК РФ), завышения затрат относительно рыночной цены (ст. 40 НК РФ), по вопросам возмещения НДС, оплате труда и т.д. В случае если организация не экономит на грамотном бухгалтере, все может благополучно закончиться в кабинете инспектора сдачей отчета. А может там только начаться. В связи с этим многие предприятия с большой ценой вопроса не экономят на специалистах по так называемой налоговой оптимизации, чем привлекают еще большее внимание налоговиков.
Оптимизаторы и легализаторы
Что же такое налоговая оптимизация? Да, есть решение Конституционного суда РФ от 27.05.2003 г. №9-П, где впервые прозвучало, что у налогоплательщика есть право на налоговую оптимизацию. Однако с точки зрения налоговых органов, это не что иное, как уклонение от уплаты налогов, которое должно пресекаться путем проверок и караться наложением штрафов. Таких налогоплательщиков недолюбливают фискалы во всем мире, считая их «шибко умными», и в налоговое законодательство вносятся изменения, дабы прикрыть подобные лазейки. В противовес оптимизации перед налоговыми органами сегодня поставлена задача максимальной легализации налоговой базы по всем видам налогов.
Налогоплательщик в свою очередь рассматривает оптимизацию как снижение налогового бремени путем использования существующего законодательства (точнее, пробелов в этом самом законодательстве), балансируя на тонкой грани «вполне законопослушный хозяйствующий субъект - злостный неплательщик налогов». Такая «акробатика» чревата не только неусыпным вниманием налоговых органов (потому что оптимизируете, пока они вам это разрешают) - вы можете стать постоянным клиентом в суде. Именно оптимизаторы, подгоняемые затяжными налоговыми проверками, создают нескончаемый фронт работ для всевозможных консалтинговых, аудиторских и просто юридических компаний, куда налогоплательщики обращаются для защиты своих интересов.
Сатисфакция без конфронтации
Однако находчивому клиенту подобных компаний не стоит рассчитывать, что нанятые им юристы бросятся в бой с налоговыми органами. Наоборот, консультанты по понятным причинам выступают против агрессивной позиции в адрес налоговой (к чему призывают и своих подопечных) и могут лишь в меру сил и компетенции помочь с отстаиванием интересов клиента в арбитражном суде. По словам руководителя аналитической службы одной из казанских юридических компаний Вадима Зарипова, хотя суды все-таки государственные органы и проводят государственную политику, в том числе в сфере налогов, в настоящее время 70 - 80% судебных решений принимается в пользу налогоплательщиков. Даже Конституционный суд РФ в отличие от прошлых лет в последнюю трехлетку своими решениями поддерживает налогоплательщиков.
С 2007 года налоговая служба платит госпошлину за проигранные в суде дела в целях компенсации затрат проверенного предприятия, поэтому налоговикам нет резона ходить по заведомо тупиковым тропам. Существует один документ, на который юристы советуют ссылаться в случае спорной ситуации. Это письмо ФНС РФ от 14.09.07 г. ?ШС-6-18/716@, суть которого заключается в необходимости учета сложившейся судебной практики налоговыми органами во избежание бюджетных потерь при рассмотрении дел.
Что ж, статистика обнадеживает. Но до суда еще надо добраться, да и дело это хлопотное и затратное для обеих сторон. Те же юристы оговариваются, несмотря на взвешенную политику судов, есть и очень спорные решения. Иногда суды дорабатывают за налоговой службой инспекционные функции. Хорошо, если овчинка стоит выделки. А если нет? В ряде случаев разрешить ситуацию для всех сторон помогает медиация по налоговым конфликтам в Москве.
Учет Уголовного кодекса
Есть и другая статистика. В России по ст. 199 - уже Уголовного кодекса РФ - в среднем возбуждается 5000 дел ежегодно. При этом ответить могут любые лица и сотрудники, чья вина как участников налогового преступления будет доказана. Из общего объема дел до суда общей юрисдикции доходит порядка 20%. Однако все они, по словам аналитика Вадима Зарипова, заканчиваются обвинительными приговорами - не в пользу налогоплательщика. Наблюдается рост дел по ст. 199-1 «Выплата заработной платы в конвертах».
Попасть под налоговую и даже уголовную ответственность можно и в том случае, если вы пострадали от недобросовестных поставщиков или иных лиц, стоящих на недобром счету в ФНС. С одной стороны, организация по закону поставщиков проверять не обязана и по решению Европейского суда по правам человека от 12.01.2006 г. каждый отвечает за свои налоги. С другой стороны, суды обращают внимание, что если налогоплательщик при выборе поставщика был неосмотрителен и суд найдет признаки сговора, ему могут как минимум отказать в возмещении НДС. Как максимум - привлечь по линии экономической безопасности.
В нашей стране вопросы экономической безопасности находятся в компетенции нескольких проверяющих органов. При этом, если к вам пришли из службы по налоговым преступлениям МВД, то надо знать, что в соответствии с приказом МВД от 16.03.2004 г. демонстрация корочки не аргумент для проверки - необходимо обязательное наличие решения. Однако на ОБЭП это требование не распространяется, и жесткого регламента здесь нет. То есть уж как повезет. Юристы советуют сразу звонить адвокату - опять-таки, если вам разрешат это сделать в момент проверки.
Налоговый аудит никому не повредит
Так что же получается: налоговых проверок бояться - бизнесом не заниматься? Большинство организаций, давно работающих на рынке, относятся к неизбежности камеральных проверок философски, стараясь не давать видимого повода для проверок выездных. Если же факт проверки все же приключился и стороны никак не могут прийти к консенсусу, можно найти в противнике союзника, обратившись в соответствующую структуру налоговой службы. В целях решения спорных вопросов по результатам налоговых претензий на досудебной стадии в структуре УФНС в прошлом году появились отделы налогового аудита.
В данном случае налоговый аудит и аудит со стороны аудиторской компании есть две разные вещи. Основная цель создания отдела налогового аудита заключается в максимальном решении претензий налогоплательщика на досудебной стадии по вопросам применения законодательства РФ, действия (бездействия) должностных лиц в процессе налоговой проверки. Сотрудник данного отдела подключается уже на стадии подготовки акта, чтобы исключить возможные ошибки со стороны налоговых инспекторов. Когда есть жалобы со стороны налогоплательщика, тогда отдел налогового аудита их рассматривает, и на основании всестороннего анализа принимается решение. Законодательство сегодня требует решения спорных вопросов в досудебном порядке - для того, чтобы сократить издержки на судебные разбирательства, чтобы люди из районов не ездили для этого в Казань и взаимоотношения налоговых органов с налогоплательщиками приняли более цивилизованный характер.
Дырка в бюджете - дырка в кармане
По мнению экспертов, налоговые органы сегодня нацелены на проверку не отдельных операций, а деятельности налогоплательщика в целом, что подразумевает значительный объем запрашиваемых документов. На данный момент каких-либо законодательно установленных ограничений не существует. Налоговым кодексом предусмотрено, что налоговые органы вправе запрашивать любые документы, которые так или иначе могут повлиять на уплату налогов. В то же время представители налоговой службы утверждают, что не заинтересованы в запрашивании лишних бумаг от законопослушных налогоплательщиков, поскольку архивы налоговой и без того переполнены.
В настоящее время продолжается реализация налоговой реформы. Улучшается налоговая культура плательщиков - возможно, вскоре и у нас, как на Западе, отношение к налогам станет мерилом гражданской ответственности. Как отметил в недавнем интервью «КВ» руководитель УФНС РФ по РТ Мидхат Шагиахметов, существующее налоговое законодательство соответствует текущей экономической ситуации, а полнота собираемости налогов необходима для решения общегосударственных социальных задач: выплаты пенсий, пособий, зарплат бюджетникам и так далее. И налогоплательщику стоит вспоминать об этом, прежде чем сетовать на высокие налоги и искать дыры в законах.
КСТАТИ
Звания «Лучший налогоплательщик года-2007» удостоено ОАО «ПО ЕЛАЗ». Главная экономическая награда вручена предприятию 16 февраля в Москве на Международном экономическом форуме, организованном Международным фондом развития «ЕврАзия» при поддержке Государственной Думы РФ, фракции партии «Единая Россия» в Госдуме, Министерства экономического развития и торговли России.