Лучшие психологи России, стран ближнего и дальнего зарубежья обсуждали в КФУ широкий круг вопросов - от психологического сопровождения образования в России до культурно-исторической психологии.
Мероприятие проходило с 5 по 7 октября. Его участниками стали почти 500 психологов из 70 регионов страны, а также иностранные представители психологических организаций. Почетными гостями форума стали министр образования и науки России Ольга Васильева, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу и другие. Все это подчеркивало значимость форума.
- Это огромное событие для нашей республики, для Казани, оно является признанием достижений научно-психологической школы КФУ и открывает новые перспективы. КФУ сейчас представляет собой большой механизм, и надо отметить, что присоединение нескольких вузов позволило нам вывести уровень исследований в области психологии на качественно иную высоту. Проведение Всероссийского психологического форума, безусловно, придает большой импульс для наших дальнейших исследований, - рассказал на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» директор института психологии и образования КФУ профессор Айдар Калимуллин.
Перед журналистами также выступил заведующий кафедрой педагогической психологии МГУ Александр Веракса. Он подчеркнул, что Российское психологическое общество было основано еще в 1885 году и является одним из старейших в мире. Нынешний же форум, как и предыдущие, удивляет научной программой и охватом основных актуальных направлений психологии.
- Если говорить более конкретно, то нужно отметить проблему, которая связана с пониманием феномена современного детства. Этот вопрос становится все более актуальным. Неслучайно указом президента объявлено «Десятилетие детства». Усилия ученых сейчас сосредоточены на том, чтобы в междисциплинарном синтезе понять, каким же образом наиболее эффективно подготовить социальную среду, подготовить детей к вхождению в нее и становлению, - отметил Александр Веракса.
Проблему психологического сопровождения детства подняла и заведующая кафедрой педагогической психологии КФУ Лариса Баянова. Она рассказала, что по нормативу в школах на 500 детей должен быть один психолог. Однако в реальности тяжело представить себе, как один человек будет отвечать на запросы такого количество ребят.
- Как правило, на одну школу приходится один психолог. Этого недостаточно. Существует и проблема сокращения ставок психологов, оптимизация. Я не могу молчать об этом, так как мы все социально ответственны за ситуации, которые происходят, в частности, в школах. Психологов в школах должно быть больше, и желательно на каждый возрастной период - для начальной школы, для подростков и для работы в юношеском сегменте. Сейчас концепция нашей кафедры такова, что подготовка психологов должна вестись с учетом того контекста, в который попадают дети. К примеру, в спорте у нас в Татарстане 90 тысяч детей, 3 тысячи тренеров. А вот количество психологов, работающих с детьми в спортивных школах… По официальным ставкам, это два психолога - в Казани и Нижнекамске, - подытожила спикер.
Как видим, проблемы в области самой психологии еще имеются, и тем ценнее проведение форума подобного масштаба.