Обращаясь за медицинской помощью, пациенты далеко не всегда остаются довольными. Одним не нравится то, что консультации врача приходится ждать несколько дней. Другие ругаются, мол, невозможно быстро и бесплатно пройти УЗИ или любое другое обследование. Порой у нас, пациентов, накапливается немало претензий к медицине, докторам. Но не каждый человек владеет информацией о том, как все должно быть по закону.
В течение какого времени с момента обращения пациент должен попасть на прием к узкому специалисту или пройти маммографию и другие исследования? На этот и другие вопросы «КВ» отвечает начальник отдела клиентского обслуживания в ОМС департамента клиентского обслуживания ООО «СК «АК БАРС-Мед» Гузель Борханова.
- Гузель Зуфаровна, в течение какого времени с момента обращения в поликлинику пациент должен получить консультацию терапевта, педиатра или врача общей практики?
- С момента обращения в медицинскую организацию до планового приема врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом) не должно пройти более 24 часов. Отмечу, что моментом обращения считается приход пациента в регистратуру поликлиники. С этого момента до приема пациента врачом не должно пройти более 24 часов. Однако подчеркну, что речь идет о плановом визите. Если речь о неотложных состояниях, то срок ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи не должен превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.
- Что делать в случаях, когда в регистратуре отказывают в приеме терапевта или педиатра в течение этих 24 часов?
- В подобных ситуациях мы рекомендуем пациентам обращаться на нашу «горячую линию», которая является бесплатной для всех жителей России и работает в круглосуточном режиме. По вашему обращению специалисты окажут содействие в решении вопроса, в том числе путем взаимодействия с ответственными лицами поликлиники. Отмечу, что специалисты нашей компании вправе предпринимать меры в защиту прав пациента, только если он является застрахованным нашей страховой компании. Если пациент является застрахованным лицом другой страховой компании, в случае нарушения его прав при получении медицинской помощи рекомендуем обращаться по адресу и телефону, указанным в медицинском полисе.
- Нередко пациенты жалуются на то, что неделями не могут попасть, например, к неврологу, офтальмологу. Сколько времени должно пройти с момента обращения до визита к узким специалистам?
- Со дня обращения пациента в медицинскую организацию до получения консультации врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме не должно пройти больше 14 календарных дней. Здесь тоже есть свои нюансы. Моментом обращения считается не день получения вами направления от терапевта или педиатра к любому узкому специалисту, а ваше обращение в медицинскую организацию для записи к узкому специалисту. Если вот с этого периода прошло две недели, опять-таки можете обратиться в страховую компанию за защитой своих прав.
- В течение какого времени пациент должен пройти УЗИ, маммографию и другие исследования?
- Срок проведения диагностических инструментальных, лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должен превышать 14 календарных дней со дня их назначения. Речь идет в том числе о маммографии, УЗИ, рентгенографических исследованиях и т. п. Причем обратите внимание, что в данном случае отсчет идет с момента назначения, то есть получения направления. Нередко бывает такое, что к нам приходят пациенты с жалобами на превышение сроков ожидания прохождения обследований, не имея на руках официального направления, и фактически медицинская организация ничего не нарушает. Даты назначения, проведения консультации, исследования указываются в медицинской карте.
- А сколько пациенты должны ждать такого важного обследования, как компьютерная томография?
- Со дня назначения и до проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме не должно пройти более 30 календарных дней. Опять-таки следите за тем, чтобы у вас на руках было официальное направление. При превышении установленных сроков обращайтесь в страховую компанию.
- Наконец, много споров вокруг сроков госпитализации. К примеру, за сколько дней должны госпитализировать в больницу пациента с диагнозом «рак»?
- Срок ожидания госпитализации в плановой форме не может превышать 30 календарных дней. Отсчет идет со дня обращения пациента с направлением в медицинскую организацию для госпитализации, по отдельным профилям - с момента регистрации в едином листе ожидания. Что касается больных онкологией, то в этом году как раз появилось нововведение в этой части. Теперь срок ожидания госпитализации для пациентов с онкологическими заболеваниями составляет 14 календарных дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления диагноза.
- Хочется отдельно поговорить о больницах. Какие еще тонкости по срокам ожидания имеются в них?
- Существуют сроки ожидания, превышение которых нарушает права пациентов. В то же время надо понимать, что очередность оказания стационарной помощи в плановой форме зависит от степени тяжести состояния пациента. Страховая компания не вправе требовать от медицинской организации госпитализировать пациента в какую-то конкретную дату, если нет нарушения установленных законом сроков ожидания. Спорные и конфликтные случаи, касающиеся плановой госпитализации, решаются врачебной комиссией медицинской организации.
- Может ли пациент потребовать замену лечащего врача?
- Да, пациент имеет такое право. Для этого необходимо обратиться к руководителю медицинской организации с заявлением в письменной форме. В нем должна быть указана причина замены врача. Затем в течение трех рабочих дней руководитель в письменной или устной форме, посредством почтовой, телефонной, электронной связи должен проинформировать пациента обо всех врачах соответствующей специальности в медицинской организации. На основании этой информации пациент осуществляет выбор врача. Нужно отметить, что в поликлинике, к которой вы прикреплены, можно выбрать врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера не чаще, чем один раз в год. Исключение составляют случаи замены поликлиники. Также важно отметить, что замена лечащего врача осуществляется с учетом его согласия.