Сколько времени ждать бесплатное УЗИ?

Обращаясь за медицинской помощью, пациенты далеко не всегда остаются довольными. Одним не нравится то, что консультации врача приходится ждать несколько дней. Другие ругаются, мол, невозможно быстро и бесплатно пройти УЗИ или любое другое обследование. Порой у нас, пациентов, накапливается немало претензий к медицине, докторам. Но не каждый человек владеет информацией о том, как все должно быть по закону.

news_top_970_100

В течение какого времени с момента обращения пациент должен попасть на прием к узкому специалисту или пройти маммографию и другие исследования? На этот и другие вопросы «КВ» отвечает начальник отдела клиентского обслуживания в ОМС департамента клиентского обслуживания ООО «СК «АК БАРС-Мед» Гузель Борханова.

- Гузель Зуфаровна, в течение какого времени с момента обращения в поликлинику пациент должен получить консультацию терапевта, педиатра или врача общей практики?
- С момента обращения в медицинскую организацию до планового приема врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом) не должно пройти более 24 часов. Отмечу, что моментом обращения считается приход пациента в регистратуру поликлиники. С этого момента до приема пациента врачом не должно пройти более 24 часов. Однако подчеркну, что речь идет о плановом визите. Если речь о неотложных состояниях, то срок ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи не должен превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

- Что делать в случаях, когда в регистратуре отказывают в приеме терапевта или педиатра в течение этих 24 часов?
- В подобных ситуациях мы рекомендуем пациентам обращаться на нашу «горячую линию», которая является бесплатной для всех жителей России и работает в круглосуточном режиме. По вашему обращению специалисты окажут содействие в решении вопроса, в том числе путем взаимодействия с ответственными лицами поликлиники. Отмечу, что специалисты нашей компании вправе предпринимать меры в защиту прав пациента, только если он является застрахованным нашей страховой компании. Если пациент является застрахованным лицом другой страховой компании, в случае нарушения его прав при получении медицинской помощи рекомендуем обращаться по адресу и телефону, указанным в медицинском полисе.

- Нередко пациенты жалуются на то, что неделями не могут попасть, например, к неврологу, офтальмологу. Сколько времени должно пройти с момента обращения до визита к узким специалистам?
- Со дня обращения пациента в медицинскую организацию до получения консультации врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме не должно пройти больше 14 календарных дней. Здесь тоже есть свои нюансы. Моментом обращения считается не день получения вами направления от терапевта или педиатра к любому узкому специалисту, а ваше обращение в медицинскую организацию для записи к узкому специалисту. Если вот с этого периода прошло две недели, опять-таки можете обратиться в страховую компанию за защитой своих прав.

- В течение какого времени пациент должен пройти УЗИ, маммографию и другие исследования?
- Срок проведения диагностических инструментальных, лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должен превышать 14 календарных дней со дня их назначения. Речь идет в том числе о маммографии, УЗИ, рентгенографических исследованиях и т. п. Причем обратите внимание, что в данном случае отсчет идет с момента назначения, то есть получения направления. Нередко бывает такое, что к нам приходят пациенты с жалобами на превышение сроков ожидания прохождения обследований, не имея на руках официального направления, и фактически медицинская организация ничего не нарушает. Даты назначения, проведения консультации, исследования указываются в медицинской карте. 

- А сколько пациенты должны ждать такого важного обследования, как компьютерная томография? 
- Со дня назначения и до проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме не должно пройти более 30 календарных дней. Опять-таки следите за тем, чтобы у вас на руках было официальное направление. При превышении установленных сроков обращайтесь в страховую компанию.

- Наконец, много споров вокруг сроков госпитализации. К примеру, за сколько дней должны госпитализировать в больницу пациента с диагнозом «рак»? 
- Срок ожидания госпитализации в плановой форме не может превышать 30 календарных дней. Отсчет идет со дня обращения пациента с направлением в медицинскую организацию для госпитализации, по отдельным профилям - с момента регистрации в едином листе ожидания. Что касается больных онкологией, то в этом году как раз появилось нововведение в этой части. Теперь срок ожидания госпитализации для пациентов с онкологическими заболеваниями составляет 14 календарных дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления диагноза. 

- Хочется отдельно поговорить о больницах. Какие еще тонкости по срокам ожидания имеются в них?
- Существуют сроки ожидания, превышение которых нарушает права пациентов. В то же время надо понимать, что очередность оказания стационарной помощи в плановой форме зависит от степени тяжести состояния пациента. Страховая компания не вправе требовать от медицинской организации госпитализировать пациента в какую-то конкретную дату, если нет нарушения установленных законом сроков ожидания. Спорные и конфликтные случаи, касающиеся плановой госпитализации, решаются врачебной комиссией медицинской организации.

- Может ли пациент потребовать замену лечащего врача? 
- Да, пациент имеет такое право. Для этого необходимо обратиться к руководителю медицинской организации с заявлением в письменной форме. В нем должна быть указана причина замены врача. Затем в течение трех рабочих дней руководитель в письменной или устной форме, посредством почтовой, телефонной, электронной связи должен проинформировать пациента обо всех врачах соответствующей специальности в медицинской организации. На основании этой информации пациент осуществляет выбор врача. Нужно отметить, что в поликлинике, к которой вы прикреплены, можно выбрать врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера не чаще, чем один раз в год. Исключение составляют случаи замены поликлиники. Также важно отметить, что замена лечащего врача осуществляется с учетом его согласия.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100