Рустем АБЯЗОВ: Тиран должен иногда отпускать вожжи

Идея пригласить в гости музыканта мирового уровня, художественного руководителя казанского государственного камерного оркестра La Primavera Рустема АБЯЗОВА появилась после нашумевшего концерта, где в исполнении коллектива звучали мелодии «Битлз». Был и еще один приятный повод для встречи - в марте Рустем Юнусович будет отмечать свое 50-летие. Сейчас маэстро готовит городу великолепный музыкальный подарок - «Абязов-фестиваль».

- Рустем Юнусович, как пришла мысль сделать барочную программу на музыку «Битлз»? Не было ли боязно, что вас не поймут и любители классической музыки, и битломаны?

- Определенные сомнения и опасения были, но мы рискнули. А началось все с того, что в одной фирме, занимающейся копированием, я увидел сборник нот некоего Петера Брейнера. Он изложил знакомые всем мелодии Джона Леннона и Пола Маккартни в барочном стиле. Это показалось интересным. Мы подумали: почему бы не попробовать? Узнали, что есть издательство, которое имеет права на эти сочинения, связались с ним и купили партитуру. Начав играть, заметили, что публика приняла программу великолепно.

- Автор этих аранжировок Петер Брейнер не предъявил вам претензий по поводу своих авторских прав?

- А вот насчет авторских прав я оказался прав. Прав в том, что мы использовали не пиратскую копию, а купили партитуру официально. Через три недели после нашего первого концерта я по электронной почте получил письмо от самого Брейнера. Главный его вопрос: «Откуда вы взяли мою музыку?» Я назвал ему адрес издательства, и все проблемы были решены.

Благодаря этой истории открыли для себя новое имя - Петер Брейнер. На Западе он очень известный аранжировщик и дирижер. На последнем чемпионате мира по футболу, например, все национальные гимны исполнялись в аранжировке и под управлением Брейнера. Всего в этом проекте им обработаны национальные гимны 220 (!) стран.

Оркестр «зеленые береты»

- Правда, что хорошим дирижером может стать только деспот?

- Дирижер - это диктатор по определению. Долгое время тирания дирижера считалась единственным рычагом воздействия на музыкантов. Но времена изменились. На Западе, если дирижер сделает оркестранту замечание, он рискует никогда больше не появиться за дирижерским пультом. Профсоюзы этого не прощают.

- Как же управлять творческими личностями, каждый из которых считает себя гением?

- Воздействовать можно только личным авторитетом и обаянием. У нас в коллективе 23 человека. Раньше я был жестче, иногда даже позволял себе повышать голос и требовал железной дисциплины. Одно время La Primavera в шутку называли «зеленые береты». Потом стал отпускать вожжи. И делал это совершенно сознательно, поняв, что оркестр достиг такого уровня, что жесткого диктата музыкантам не нужно. Они люди творческие, и с ними нужно договариваться на языке музыки.

- Коснулся ли кадровый кризис и музыкальных коллективов?

- У нас он существует давно. Композитор и дирижер из Люксембурга рассказывал мне, что когда в их симфоническом оркестре освобождается место, в конкурсе участвуют примерно 200 человек один лучше другого. Когда же из моего оркестра уходит музыкант, найти нового такого же уровня очень сложно. Хотя, казалось бы, каждый год Казанская консерватория выпускает как минимум 20 струнников. Скрипачи есть, а взять некого.

- У вас такие высокие требования?

- Дело не в требованиях. У нас учат не совсем тому, чего бы хотелось, - учат быть солистами. В итоге ребята солистами не становятся, а в оркестре играть не умеют.

700 тысяч за 2 скрипки и 3 смычка

- Что, по-вашему, необходимо сделать в первую очередь, чтобы культура развивалась?

- Главное, не считать, что культура - это какой-то ненужный придаток, обременение: «Вот сначала мы накормим людей, поднимем промышленность, а потом возьмемся за культуру». Так руки никогда до культуры не дойдут! Казани, например, нужны новые концертные залы. Тех что есть для миллионного города недостаточно. Они маленькие - всего на 500 - 750 мест. Настоящий концертный зал должен вмещать от 1500 зрителей. Нужны хорошие музыкальные инструменты. Их у нас вообще мало. Но некоторые шаги делаются. Например, мэр Казани Ильсур Метшин в 2007 году выделил оркестру La Primavera 700 тысяч рублей на инструменты. Этих денег хватило на две по-настоящему хорошие скрипки и три смычка.

«До Казани доживу?»

- Как поддерживаете свою физическую форму в Год спорта и здорового образа жизни?

- Мне остается благодарить Аллаха, что от природы наделен хорошим здоровьем. Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить. Правда, несколько лет назад со мной приключилась неприятность... Мы выступали на очень престижном фестивале в Тунисе. В день концерта просыпаюсь и чувствую, со мной что-то не так. Постепенно становилось все хуже. Во время концерта я обо всем забыл, а после даже не смог идти. Представитель российского посольства пригласил врача. Она сказала, что это приступ аппендицита и нужна операция. Но именно в этот раз мы впервые выехали за границу без мед-страховки. Думали, едем всего на неделю, что с нами может случиться? А вот случилось. Операция без страховки - 25 тысяч долларов. Я спросил: «До Казани доживу?» Мне ответили: может, и доживете. Как летели в Москву и как ехали на поезде в Казань, помню плохо. Слава богу, со мной была моя жена Юля. Приехали в Казань - сразу в больницу. Там только посмотрели: «Немедленно на стол!» И сказали, что если бы мы задержались часа на два, было бы уже поздно.

- До вашего юбилея и «Абязов-фестиваля» осталось совсем немного. Чем он будет отличаться от первого?

- Все будет по-другому. На этот раз к нам в гости приедут многие выдающиеся музыканты: скрипачи Ирина Бочкова, Максим Федотов, Граф Муржа, танцующий кларнетист Мишель Маранг из Нидерландов. Пианист Рустем Сайткулов из Франции. Всеми любимый Идрис Газиев из Уфы. Аккордеонисты из Альметьевска Гузель и Владимир Еремеевы. легенда российского рока, поэт, композитор Олег Сакмаров и другие звезды. Собрать их вместе было сложно. У каждого гастрольные графики расписаны на год вперед. Но нам это удалось. Думаю, будет интересно.

БЛИЦИНТЕРВЬЮ

- Рустем Юнусович, у вас нет желания уехать работать в Москву или Питер?

- Такое желание надо осуществлять в молодости, но мне никогда не хотелось уезжать из Казани. Даже когда предлагали место оркестранта в одном из лучших оркестров мира в Германии, я отказался.

- Вы много гастролируете по миру, чем западный слушатель отличается от российского?

- Западные слушатели приходят на концерт подготовленными. Многие специально заранее прослушивают произведения, заявленные в афише, в записях разных исполнителей. Им известно, в каком месте надо улыбнуться, в каком похлопать. А наша публика непредсказуемая. Невозможно предугадать, на какую программу они пойдут, а на какую - нет.

- Ваша дочка еще совсем маленькая, а сыну уже 5 лет, отдадите его в музыку?

- В специальную музыкальную школу надо отдавать ребенка, только если он проявляет экстраординарные способности. Про сына могу сказать, что у него совершенно потрясающее чувство ритма и уникальная музыкальная память, но о слухе в этом возрасте сложно сказать что-то определенное. Мы его водим на уроки в подготовительную группу музыкальной школы, а дальше посмотрим.

- Ваше любимое блюдо?

- Люблю шашлыки и гуся с яблоками. У нас семейная традиция - готовить гуся на каждый Новый год, на мой день рождения и на день рождения жены Юли. Но в этом году мы купили только двух гусей. Я так рассудил: один гусь - на Новый год. На мой юбилей народу будет много, одного гуся все равно всем не хватит, поэтому второго гуся оставим для Юли.

Пригласительный билет

«Абязов-фестиваль» начнется 31 марта. В этот день в Музее истории КГУ откроется выставка «Маэстро Рустем Абязов» и состоится концерт оркестра средней специальной музыкальной школы при КГК.

1 апреля фестиваль откроется большим звездным концертом в БКЗ им. С.Сайдашева. Оркестром La Primavera будет дирижировать Рустем Абязов.

2 апреля фестиваль продолжится в органном зале Набережных Челнов.

3 апреля в БКЗ им. С.Сайдашева - концерт-капустник «О юбиляре или хорошо, или... шутя» и презентация сборника из четырех компакт-дисков «Маэстро Рустем Абязов»: «Дирижер камерного оркестра», «Дирижер симфонического оркестра», «Скрипач», «Композитор, аранжировщик». В театрализованном представлении-поздравлении примут участие творческие коллективы, друзья, актеры Камаловского и Качаловского театров. Режиссер - Фарид Бикчантаев.

4 апреля - снова в БКЗ юбилейный вечер Рустема Абязова с участием Государственного симфонического оркестра РТ.

КВ
Лента новостей