С каждым годом все больше молодых семейных пар, прожив в браке год-другой и даже успев обзавестись ребенком, решают развестись. Порой даже без причин. В России и Татарстане четко прослеживается тенденция падения рождаемости, и в этом свете молодежь становится стратегическим ресурсом. Как остановить тенденцию ранних разводов? Что предпринять? Об этом мы решили поговорить в ходе круглого стола в редакции «КВ».
Приглашенными экспертами выступили Чулпан Ильдарханова, директор центра семьи и демографии Академии наук РТ, доктор социологических наук, Анна Гараева, член комитета по социальной политике Молодежного парламента при Госсовете РТ, Марина Яценко, педагог-психолог высшей квалификации, медиатор отделения психолого-педагогической помощи «Ювента» центра «Доверие» с большим опытом консультирования, а также Артем Кузнецов, председатель региональной общественной организации «Многодетные семьи Республики Татарстан», Наталья Веретенникова, директор юридической компании, юрист по семейным делам, медиатор.
«О чем думали, когда женились?»
- Чулпан Ильдусовна, центр демографии, которым вы руководите, проводит регулярные исследования в сфере демографии. Насколько серьезна ситуация с ранними разводами?
Чулпан Ильдарханова: - По данным 2018 года, 37 процентов семей распались в первые пять лет совместной жизни. Здесь мы имеем в виду и возрастных супругов, и молодежь. В то же время стоит отметить и положительную тенденцию: четыре года подряд общий коэффициент разводов не растет и держится на уровне 3,5 развода на 1000 населения. При этом существует устойчивый тренд: вероятность, что люди, однажды состоявшие в браке, после расторжения брака создадут новые семьи, достаточно высока. У них есть конкретные представления о том, какой брачный партнер им нужен.
- Первые, кто контактирует с молодежью до решения разойтись и после, - психологи и юристы. Марина Геннадьевна, что мешает молодым продолжать жить в браке? На что они жалуются? Чего хотят? Есть ли возможность сохранить брак?
Марина Яценко: - Мы как медиаторы ведем работу с молодыми парами, которые пришли подавать заявление на развод, в загсах Кировского и Приволжского районов Казани. Если говорить про молодежь до 30, состоящую в браке не более 5 лет, то в основном причина кроется в непонимании, для чего люди создавали семью. Притом ожидания от партнера изначально оказались завышенными. Девушка считала, что «все будет делать муж», а парень уповал на партнершу.
На мой взгляд, важнейшей проблемой молодых семей является отсутствие благополучных семейных отношений и позитивных семейных традиций в родительских семьях. Налицо пробел в умении конструктивно разрешать конфликтные ситуации, брать ответственность на себя. К этому можно добавить отсутствие понимания, что такое семейный бюджет, как он формируется и тратится. Неумение ставить согласованные цели и подкреплять их финансами приводит к разочарованию в семейной жизни.
- А влияет каким-то образом уровень достатка на желание развестись?
М.Я.: - Раньше разводились из-за того, что не могли ужиться с родителями, а теперь, согласно нашему мониторингу, у 95 процентов пар этот вопрос так или иначе решен, есть отдельное жилье (ипотека, помощь родителей и так далее). Но это не спасет положения, так как родительская семья не дала ценностного базиса своим детям. Объединившись, молодые супруги фактически не могут друг другу ничего дать в моральном плане. Они жалуются на то, что ожидали праздника, а тут быт. Им не сказали, что в семье есть роли: один отвечает за хозяйство, другой планирует семейный досуг и так далее. Ждут друг от друга невероятного. Чего в итоге хотят? Признаются, что пока и сами не поняли, но точно не семью. Опыт показывает, если с парой начинаешь работать, то эффект есть, но не всем он, увы, нужен. Так, недавно консультировала девушку 24 лет, сказавшую: «Если применю вашу технологию, то точно поменяю свое мнение и останусь с мужем, а я не хочу».
- Наталья Владимировна, кто чаще всего обращается к вам как к юристу? В чем специфика семейных дел с молодыми парами? Расскажите, пожалуйста, о развитом на Западе, но не очень популярном у нас направлении - медиации. Могла бы она быть полезной нашим парам?
Наталья Веретенникова: - В 98 процентах случаев за юридической консультацией обращаются женщины и, что меня волнует, уже с детьми. Все чаще приходят совсем молодые девушки, которые еще находятся в декрете. С одной стороны, декретный отпуск - радостное событие, но в то же время этот период сопряжен с финансовой просадкой. Как раз чаще всего материальные затруднения и становятся яблоком раздора. Да, у молодых есть и жилье, и машины, но все в кредит. Хорошо, если родители помогают, но в основном молодежь не знает, как справиться. Молодой парень, практически только вылетевший из родительского гнезда, оказывается не готов к ребенку, ипотеке, кредитам. А молодые девушки тем более. Они идут к нам в надежде, что развод - выход из сложившейся сложной ситуации, но это не так. Поэтому я как специалист, имеющий диплом и медиатора, всегда стараюсь направить молодых сначала к своим коллегам-медиаторам, так как по закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника», если я как юрист представляю интересы стороны в суде, то не имею права проводить с парой процедуру медиации.
К сожалению, идут на нее далеко не все. Конечно, во время судебного процесса судья пытается выяснить действительные причины развода. С одной стороны, у ребят нет ценностной основы, с другой - довольно часто свою лепту вносят родители. Сейчас у меня в работе дело, когда пара в браке всего год, родился ребенок, у него тяжелый диагноз. Ситуация осложняется вмешательством родителей в дела молодой семьи, поскольку финансово именно они решают многие вопросы. К медиаторам супруги не хотят, ждут тех самых трех месяцев, которые дал им на примирение по закону суд.
- Какой опыт других стран нам полезно перенять?
Н.В.: - Медиация. У нас в Казани до сих пор не на слуху термин «медиация», его даже путают с медитацией. Но я уверена, что время все равно сделает эту процедуру популярной для спорящих сторон и люди начнут договариваться, станут понимать ее ценность, сядут за стол переговоров. Пока практика такова, что правду большинство продолжает искать именно в суде. А вот по поводу ограничительных мер - некоторые специалисты в юридических кругах уверены, если бы у нас, как на Западе, действовали высокие госпошлины на развод и правосудие было бы не так доступно, то, возможно, это стало бы сдерживающим фактором, чтобы лишний раз не обращаться в суд, а договариваться.
Боли и решения
- Артем Викторович, у вас как общественника большой опыт работы с семьями. С вашей точки зрения, можно ли как-то поменять существующую тенденцию? Что мешает молодежи жить вместе долго и счастливо и улучшать демографию?
Артем Кузнецов: - Хотел бы в продолжение сказанного отметить, что Рустам Минниханов, Президент РТ, еще два года назад предлагал ввести более высокую госпошлину на развод, если вы помните. Это еще в момент, когда, по статистике, распадался каждый второй брак. С другой стороны, все познается в сравнении - был поражен, узнав, что, например, в Ленинградской области количество разводов достигает 87 процентов, что уже ни в какие ворота! Опыт у нас действительно большой, основываясь на нем, могу сказать, что причин разводов всего три: финансовые проблемы, неверность (банальные измены) и отсутствие взаимопонимания (несоответствие характеров). Я как инженер по образованию провожу аналогию с техникой. Если контакт разорвался или на грани, надо его запаять. На болевые точки надо воздействовать на государственном уровне.
Основная боль многих молодых семей - жилье. Ипотека - не решение вопроса, это жизнь в долг. Подавляющее большинство, давайте уж быть честными, живет не по средствам. Нужно решать проблему на корню: родился один ребенок - списать 30 процентов ипотеки, второй - еще столько же, третий - списывать задолженность. Вот тогда получим укрепление семьи. Многие страны выбирают такой путь и получают результат. Мы же понимаем, что дети - цемент семьи, как наши деды говорили. Чем его больше, тем он крепче. С одним ребенком как-то еще можно размышлять, разойтись или остаться, но когда у тебя трое-пятеро детей, какой тут развод! Уже ответственность в основной массе пересиливает.
Еще считаю, нужно давать налоговые преференции за детишек. Об этом давно говорят, но ничего не делают. Слава богу, в Казани на одно имущество на выбор многодетные семьи налог не платят. С прошлого года и все муниципальные образования приняли такое решение. Правда, разнятся понятия о многодетности: где-то она начинается с четырех, где-то с пяти детей. Не хватает исполнения тех хороших инициатив и указов, которые уже есть. Вроде на федеральном уровне все прописано, а на местах разводят руками: средств нет! Ну и ценность семьи надо поднимать.
- А как?
А.К.: - Народ пора в сельские районы переселять. Хватит уже нам всем ютиться в «муравейниках». Наш Президент молодец, хочу его поддержать, вижу, как развиваются наши сельские территории. Я езжу много по республике, вижу, сколько садиков строится с яслями, бассейны в самых маленьких районах, школы, дворцы культуры. Когда народ живет на земле, у него и ценность количества детей повышается.
Чулпан Ильдарханова: - 40% опрошенных нами причиной своего развода назвали неудовлетворенность психологическими отношениями с супругом. Эта цифра коррелирует с данными нашего другого опроса, где, в том числе родители маленьких детей, говорят, что испытывают тяжелое психологическое самочувствие, связанное со стрессом на работе. То есть, чтобы молодая семья обеспечила себя не то что благосостоянием, а удовлетворяла повседневные потребности, оба вынуждены выкладываться на работе. Трудовая занятость зашкаливает, и сложно, встретившись дома поздно вечером, найти понимание. Результаты другого исследования с участием семейных пар показали, что трудовая деятельность настолько подавляет людей, что они испытывают отрыв от семьи. На втором месте среди причин разводов супружеская неверность - 30%. Если мы проведем анализ фильмов на федеральных каналах, то каждый третий содержит сцену с изменой, что преподносится как норма. На третьем месте среди причин - вмешательство родителей в дела семьи, на седьмом - физическое насилие со стороны одного из супругов.
В этом году мы изучали желание и намерение мужчин иметь детей, и молодые люди обозначили, что до 30 лет они совершенно точно не намерены создавать семью, поскольку у них был препятствующий фактор: «Я сейчас не то что финансово, а морально не готов содержать женщину с ребенком в декрете. Не вижу этого в своих планах».
Наталья Веретенникова: - Хочу обозначить еще один важный фактор - сильное влияние соцсетей на молодежь. Безусловно, они прочно вошли в нашу жизнь, и это факт. Та глянцевая безоблачная красивая жизнь, которой пестрят ленты, несколько отличается от реальной жизни. Молодежь, которая растет на страничках популярных аккаунтов, получает несколько кривую картину мира, не соответствующую действительности. Набранные молодыми кредиты, по сути, тоже попытка жить красиво.
Любовь - не вздохи на скамейке
- Анна, вы представитель молодежи, член молодежного парламента, как видите решение проблемы?
Анна Гараева: - Легкого пути здесь нет. Но есть представление, в каком направлении двигаться. Я согласна с тем, что материальные трудности у молодых не на первом месте. Я сама, став женой и мамой, стала исследовать, почему так происходит, и нашла для себя ответ. Времена меняются, и мы, поколение Z, как нас называют, часто просто не готовы терпеть трудности. Наши родители, бабушки считали нормальным преодолевать препятствия. А сейчас время возможностей: не получится здесь, обязательно найдется еще 500 вариантов, где есть альтернатива. И молодежь не готова прикладывать усилия для укрепления семьи. И дети, если честно, не сдерживающий фактор. Что касается финансовой помощи, да, она поможет сохранить микроклимат в семье, но кардинально вопроса не решит, хотя материально поддерживать супругов надо.
Вот мы говорим, что родственники лезут в семью, мешают. А на мой взгляд, мы настолько отдалились от старшего поколения, что утратили преемственность в отношениях. Раньше дети видели - ссориться и мириться нормально. Что сейчас транслируют соцсети? Идеальную жизнь. Если ты в декрете и не в белой одежде, не 90-60-90, не путешествуешь, значит, что-то с тобой не так. Недовольство собой копится, и некому подсказать, что все видимые идеалы всего лишь картинка, навязанный образ, а в жизни все по-другому, с горестями и радостями.
- Как же прививать все это? Со школы?
Марина Яценко: - Думаю, да. И мне кажется, надо делать упор на воспитание личности, а не натаскивать по предметам. Нужна социальная реклама. Где у нас билборды, с которых на нас смотрит счастливая семья? Где посмотреть трансляции с торжественного вручения материнского капитала? Где прочитать об опыте счастливых матерей, на который стоит равняться?
- Может ли кто-нибудь из вас привести пример фильма или произведения, где показан путь счастливой семьи?
Артем Кузнецов: - «Любовь и голуби». Почти учебник по психологии: осознание ценностей через трудности. Еще добавлю, что не только на семейные устои упор стоит делать, но и в целом - на здоровье детей, престиж рабочих профессий, на то, чтобы с помощью введения пятидневки в школах дать семьям больше времени на общение. Проблема тут многогранная.
- Мы забыли поговорить о самом светлом чувстве. Любят ли молодые друг друга, вступая в брак? Давайте спросим самого молодого эксперта круглого стола.
Анна Гараева: - Мне кажется, любовь - это нечто абстрактное, к чему все стремятся, но никто не знает, как она выглядит. Сначала в отношениях бывает влюбленность, а уже потом появляются более крепкие и сильные чувства - уважение, ценность, принятие. И, наверное, лет в 90, оглянувшись назад, можно сказать, что это и была любовь. Мы вместе с супругом несколько лет, я понимаю, для чего создавался наш брак, мне надежно с этим человеком, я чувствую себя счастливой рядом с ним. Возможно, это и есть любовь. Но у каждого понимание свое. Поэтому я бы в диалоге с молодежью делала упор не на светлое чувство, а на более осязаемые вещи. На то, что ты хочешь и можешь дать своей семье и что ожидаешь. Думаю, так будет разумней.
Предложения, которые, по мнению экспертов круглого стола, помогут улучшить положение дел относительно проблемы ранних разводов:
- Направлять в обязательном порядке молодых, решивших развестись и подавших заявление в суд или в ЗАГС, к медиаторам, психологам и другим квалифицированным специалистам с целью сохранить семью.
- Ввести уроки семьеведения, а также финансового планирования в школах и вузах.
- Рекомендовать Управлению ЗАГС города Казани ввести в работу курс «Школа молодоженов», состоящий из 4 занятий по обучению основам создания семьи.
- Ввести пятидневки в школах для возможности больше общаться с семьей.
- На государственном уровне давать больше преференций семьям с детьми и поддерживать те из них, которые решились переехать в сельскую местность.
- Запустить на государственном уровне крупномасштабную рекламу семейных ценностей в СМИ, соцсетях. Информировать об уже имеющихся возможностях: в частности, в Казани 30 лет работает Школа счастливой семьи, и мало кто о ней знает. Больше рассказывать о правах семей, в том числе многодетных. Усилить информационную работу в молодежной среде всем ведомствам, НКО, социально-ориентированному бизнесу (фестивали, конкурсы, реклама, передачи по телерадиоэфиру).
- Больше рассказывать об имеющихся услугах для молодежи (клубы знакомств и досуга, психологическая помощь, правовая поддержка и т.п.), создать (улучшить) в городе (республике) условия для знакомства одинокой молодежи, создания молодых семей (клубы знакомств, психологическая помощь по проблемам одиночества). Улучшать материально-техническое состояние действующих клубов знакомств.
- Включить декретный период женщины в трудовой стаж, так как эта мера поднимает значимость материнства и труда по воспитанию детей.