На Руси считалось, один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын… У многодетной мамы Марины Варламовой, филолога, кандидата наук, доцента института филологии и межкультурной коммуникации КФУ, подрастают пятеро ребятишек - одна дочка и четыре сына. Дарье 12 лет, Захару 10, Макару 6, Егору 4 года, Федору 8 месяцев. «Ученой» маме всего 37 лет, а ее мужу Виктору Федорову 43 года, он ведущий программист КФУ.
Как все начиналось
- Многодетная семья - редкость. Когда вы решили, что детей будет много?
- У меня другое мнение относительно многодетных семей. В нашем окружении исключением из правил является семья, в которой всего двое детей. А вообще, мне когда-то ставили диагноз «бесплодие», так как в первые пять лет брака не удавалось забеременеть. К счастью, через шесть лет родилась Дашенька. Думаю, Всевышний сам решает, когда паре можно доверить ребенка. Тогда мы не думали о количестве детей. Но после появления второго ребенка решили иметь столько, сколько Бог даст.
- Ваш главный аргумент в пользу многодетности?
- Как можно отказаться от такого подарка судьбы? Именно в многодетной семье детям не нужно объяснять цепочку взаимоотношений с людьми. Они видят столько вариантов общения! Мама - папа, мама - дочь, мама - сын, брат - сестра, мальчик - девочка, мужчина - женщина и так далее. Глядя на то, как строятся взаимоотношения, они делают выводы, какие действия или поступки приводят к каким результатам, что делать чаще, а чего не делать никогда.
- Понятие «семья» для Марины Варламовой - это…
- ...место для совместной радости и поддержки. Где ты - не только ты, но и он, и она, и еще он, и еще... Причем, чем больше семья, тем прекраснее. Ведь это значит, здесь дольше будет звучать детский смех. Больше эмоций, радости, поводов для встреч с близкими и друзьями. Здесь интереснее совместные просмотры фильмов и фотографий, занимательнее игры и увлекательнее путешествия, больше подарков, песен, стихов и поздравлений.
Работа и наука
- Но большая семья ассоциируется с мамой-хранительницей домашнего очага. А вы - преподаватель главного вуза Казани, ученый-филолог со степенью. Нонсенс?
- «Ученый-филолог» - это как-то очень громко сказано обо мне. У нас был непререкаемый авторитет, блестящий пример ученого - мой научный руководитель Эмилия Агафоновна Балалыкина. С таким руководителем не трудно заниматься наукой. Тем более что мне посчастливилось учиться у таких ученых, как Геннадий Алексеевич Николаев, Татьяна Михайловна Николаева, Алевтина Юрьевна Чернышева, Олег Феофанович Желобов. Фундамент закладывался основательный, поэтому преподавателем быть легко.
Удается ли быть хранительницей семейного очага, решать не мне. Готовлю я обычно, люблю порядок и чистоту, поскольку думаю, что от порядка вокруг во многом зависит порядок в душе и стабильность эмоционального состояния.
- Как удается раздвинуть рамки суток, чтобы все успеть?
- Сейчас это не очень сложно. Поскольку я кормящая мама, днем мне удается отдохнуть. А это позволяет многие дела по дому перенести на время, когда дети засыпают. Если не набирать ночью статьи и не корректировать методички, то вполне все успевается. Конечно, нам очень помогают бабушки: они водят детей в кружки. Старшие сыновья ходят на плавание, дочка уже седьмой год - на танцы. Детские одежки, конечно, друг другу переходят по наследству.
Правила жизни
- Кто в семье играет первую скрипку?
- К сожалению, я. У меня строптивый характер. Всегда кажется, что только я все знаю и делаю лучше. Поэтому мужу очень благодарна за его покладистость и терпимость. Мне, конечно, иногда хочется, чтобы инициатором была не я. Но тут надо или во всем отдавать бразды правления, или все-таки мириться с текущим положением. Но, конечно, есть в семье вопросы, которые муж решает единолично. А иногда - кто-то свыше. Так, к примеру, решился наш квартирный вопрос: мы недавно переехали из 42-метровой хрущевки в современную четырехкомнатную квартиру в центре Казани. Теперь места всем хватает.
- Каждый ребенок - индивидуальность. У вас есть ключик к каждому или используете универсальные правила?
- Мне всегда кажется, что многое я делаю неправильно. Универсальное правило только одно: должно быть послушание. Но не то, которое достигается рукоприкладством и запугиванием. Со всеми детьми я разговариваю. И с каждым о разном. Это дает возможность не только получить информацию, но и свое что-то ребенку рассказать. Хорошо, когда эти рассказы подкрепляются примерами из жизни. Но в быту, конечно, приходится подстраиваться. Кто-то не ест творог, а кто-то кашу, кто-то любит шапку с завязками, а кто-то ходит с открытым горлом. Один любит гулять в парке, другой на набережной… Но мы учимся находить компромиссы.
- Что главное в воспитании детей: любовь или терпение?
- Любовь! И понимание того, что детство скоротечно. Еще пару лет - и они будут произносить все звуки. Не будет чудесных, искренних, открытых размышлений и вопросов. Беззаботность сменится пусть небольшими, но заботами, связанными с занятиями в детском саду или школе. Все дети разные, но любовь нужна всем. Причем, чем ее больше мы дарим детям, тем лучше. И еще важно понимать, что упрямство ребенка сильнее нас. А кротостью и смирением можно добиться больше, чем резкостью и гневом.
- Книги вместе читаете?
- У меня правило: работать не при детях, особенно маленьких. Я не очень люблю общение детей с компьютером. Значительно более ценным и полезным считаю живое общение или общение с книгой, ее совместное обсуждение, обмен впечатлениями. С первой дочкой мы как начали увлекаться книжками с 8 месяцев, так до сих пор и читаем их вместе каждый день подолгу, учитывая интересы всех. Старшие дети, конечно, уже сами выбирают книги для чтения, а вот младшим читаю я.
- Какие у вас семейные традиции?
- Их две. На Пасху все вместе красим яйца и печем куличи. Причем вымешиваем тесто все до одного. Даже младенцу даем подержаться за венчик. Другая традиция связана с еще одним праздником - Рождеством. Утром мы ходим на службу, а днем едем петь родственникам колядки. Это время, которое дети ждут особо, так как им дарят подарки, чему они несказанно радуются. Да и праздник как-то по-особому чувствуется, когда дети поют хором. Наше семейное правило: «Мы дружные, мы друг другу нужные».
Мечты, цели и ценности
- Какова главная цель семьи Варламовых-Федоровых?
- Мне кажется, сейчас у нас нет общей цели. Она у всех разная. У папы есть цель построить дом. Захар мечтает еще раз поехать в Питер. Даша тоже грезит поездками в новые города. У младших нет пока особых желаний. Мы живем настоящим, надеясь на то, что все наши мечты осуществятся.
- Продолжите фразу: «Дети - это…
- ...награда от Бога». Так написано в Библии.
- В чем сила и ценность семьи?
- У меня свои критерии. Только представьте: выходной день, утро. Лежишь себе, радуешься лучам солнца, и тут - прыг! Первый забрался на голову, второй - на спину, третий приютился сбоку, ну а четвертый пока сопит маме в ухо… А вот и дочка проснулась. Мечты полежать рушатся в одно мгновение! Каша, бутерброд, какао - и все в парк! Завязать всем ролики, даже если это удается только с третьего раза. Посадить на велосипед и бежать, пока ребенок не почувствует железного коня и не начнет сам им управлять. Следить за разбегающимися в разные стороны детьми. А потом дружно возвращаться домой. Накормить всех обедом, почитать книгу, уложить спать младших, а со старшими обсудить наболевшее и спланировать будущее… В этом, наверное, сила и ценность семьи.
А еще в том, чтобы мама и папа как можно больше проводили время с детьми. Рассказывали сыновьям о новинках в области техники. Одного отвезли на плавание, другого, наоборот, привезли с танцев. Склеили вместе модельки, разложили по тактам пьесу, посекретничали с доченькой. Сообща покупали творожки и молоко на завтрак. И так изо дня в день.
- Значит, предела у материнской любви нет?
- Если это действительно любовь, неважно какая - материнская, супружеская, отеческая, которая «долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла», то она, конечно, беспредельна!