На встречах Софии Асгатовне задавали очень много вопросов, и на все она отвечала подробно и обстоятельно.
О Казани
- Казань - это мое детство и юность. Здесь жила до 20 лет, училась сначала в музыкальной школе, училище, потом в консерватории. А какие чувства испытываешь, когда встречаешься со своей юностью? Радость, волнение… Я все казанские улицы исходила пешком, ходила по стенам кремля - тогда по ним еще можно было ходить! С теплотой вспоминаю годы учебы в первой музыкальной школе, моего первого педагога Екатерину Леонтьеву и директора школы Рувима Полякова. Это были люди такого масштаба, такой тонкости… И в консерватории вся обстановка связана с моими любимыми учителями. Казань - это моя драгоценность.
О борьбе с формализмом
- С самого юного возраста мечтала научиться овладевать звуковой субстанцией и сочинять музыку. Но все было не так просто. Если вы знаете, в 1948 году партия и правительство осудили так называемый формализм в искусстве. Для меня это был серьезный срыв, стресс. На некоторое время - год или полтора - я вообще перестала сочинять. Даже боялась прикоснуться к бумаге. Но вся моя природа протестовала против такой музыкальной паузы, и постепенно я вернулась к музыке.
О тренировке слуха
- Сольфеджио - это тренировка слуха. Это то, с чего необходимо начинать каждому композитору. К сожалению, сейчас у учеников отношение к сольфеджио не очень серьезное, а ведь это необходимая составляющая музыкального образования.
Не так давно прочитала интервью с молодым и очень успешным американским композитором. Его спросили: «А могли бы вы сочинять и записывать музыку без компьютера?» И он ответил: «Конечно нет!» Понимаете, что случилось? Человек уже не может творить без машины. Это большая проблема, и я ощущаю всю ее остроту.
О музыкальном актерстве
- Музыка к фильмам и спектаклям - это совсем другая деятельность. Когда сочиняю просто музыку, там я хозяйка положения: что задумала, то и должно быть. А в театре и кино у композитора совсем другая позиция. Это подчиненная позиция, которую я бы назвала очень похожей на профессию актера. И во время работы над музыкой для кино или театра я тоже была актером. Мне было важно понять, что хочет режиссер, а не то, чего хочу я. Это был интересный и полезный опыт.
О творческом долголетии
- Рецепт простой - работать активно, жить напряженно. Для меня в последние 25 лет стало ясно, что работать продуктивно я могу только на природе. Только на природе возможно погрузиться в себя, в созерцание, так необходимое для творческого процесса. Поэтому я выбрала жизнь в деревне, рядом с лесом, рекой. В любом большом городе всегда очень много напряжения, очень много активности. Это мне мешает сочинять музыку. Такая активность не приводит к созидательным результатам.
О невозможности глобализированной культуры
- Сегодня чрезвычайно важная и серьезная задача - развивать национальный язык, национальную культуру. Потому что не существует культуры унифицированной, не существует культуры, которая бы отказалась от своих этнических основ и корней. Хотя после того, как человек изобрел колесо, мотор и интернет, мы живем в глобализированном мире. Но важно понять, что в глобализированном мире нет и не может быть глобализированной культуры. Сейчас мир впервые живет в ситуации скомпрометированной религии. Еще никогда человечество не жило так. И задача культуры - со всем этим как-то разбираться.
P. S. Президент Татарстана Рустам Минниханов поздравил Софию Губайдулину с 85-летием и вручил композитору государственную награду Республики Татарстан - орден «Дуслык».