СУД состоялся скоро. После него укрепилось мнение, что чудотворная икона была изрублена и сожжена главным фигурантом уголовного дела Чайкиным - Стояном. Так ли это было на самом деле? В том же году журнал «Православный собеседник» опубликовал стенографию о судебном процессе по делу о похищении иконы. Судя по нему, однозначного ответа на вопрос, сожжена ли чудотворная, не было даже у председательствующего на суде. Скорее всего, из-за огромного общественного резонанса прокурор и полиция стремились как можно быстрее провести следствие и наказать злодеев. Но при расследовании не были задействованы специалисты Казанского губернского жандармского управления. А это самым негативным образом сказалось на качестве следствия.ИЗ ОТЧЕТА обвиняемых, свидетелей и опытного оперативника ротмистра КГЖУ Прогнаевского следовало, что Чайкин появился в Казани за год до преступления. К краже он готовился заранее. День похищения выбрал не случайно. Ежегодно в июне из Седмиозерного мужского монастыря в Казань приносили крестным ходом чтимую Смоленскую икону Божией Матери. Она переносилась из одной церкви в другую, пока не побывает во всех храмах. С 22 по 28 июня икона находилась в Казанском женском Богородицком монастыре. В эти дни обитель посещало огромное количество верующих. В таких условиях на монахинь ложилась большая нагрузка, и они, утомленные за день, спали крепко. Вечером икону унесли из монастыря. После часу ночи Чайкин вошел в его ограду и нашел там спящим сторожа. Если бы его целью было похищение драгоценной ризы, как установил суд, то он просто бы снял ее с чудотворной, свернул в трубочку и, спрятав в карман, удалился. Но икона была написана на дереве и наглухо обшита со всех сторон бархатом. Отверстия для ликов прикрывались слюдой. К бархату были пришиты петельки. На них цеплялась массивная золотая риза, пожертвованная Иваном Грозным. Поверх привязывалась риза из драгоценных камней, нашитых на ткань.ВЕРСИИ. Чайкину было проще обрезать завязки верхней дорогой ризы (на суде ее стоимость оценили в 70 тыс. руб.) и с ней скрыться. Однако вместо этого он вынимает эту икону, а также икону с образом Спасителя из киота и скрывается с ними с места преступления. Размер иконы был таков, что ее трудно было спрятать под платьем. Дом, где жил Чайкин, был в 30 - 40 минутах ходьбы от монастыря. Похититель ставил на карту свою жизнь: при неудаче никакие усилия полиции не спасли бы его от самосуда толпы. Он, конечно, не мог не знать, что украшенная камнями риза стоит не свыше 100 тыс. рублей, причем украденные ценности он будет вынужден продать за треть стоимости. А полученной суммой нужно было делиться с сообщниками. Ему же досталось бы каких-то 4 - 5 тыс. Стал бы он рисковать жизнью из-за такой суммы? Как установил суд, Чайкин, возвратившись домой, якобы сжег икону в печке. Вряд ли он воровал бы ее для этого... Скорее, имел другие намерения и наверняка приготовил место, куда хотел сдать икону с выгодой для себя. После похищения Чайкин пробыл в городе три дня. Времени достаточно, чтобы разместить похищенное.КТО ОН? Чайкин был профессиональным вором, специализировавшимся на похищении икон и церковной утвари. Прежде чем решиться на преступление, он обдумывал мельчайшие детали и все взвешивал. В обвинительном акте указано, что в железной печи Чайкина при обыске обнаружено «17 петель, 4 обгорелые жемчужины, кусочки слюды, 2 гвоздика, 2 проволоки, обгорелый газ (ткань), загрунтовка позолоты, обгорелые кусочки материи, сходные с принадлежавшими иконе». Из этого сделали заключение, что иконы были сожжены. Но хотя ткань (газ) сохранилась, а обгорелых дощечек не обнаружили...Защитник Чайкина Тельберг высказался о сожжении так: «Самой главной свидетельницей этой легенды является, конечно, печь, которая находилась в квартире подсудимого и в которой найдены были, во-первых, петли, которые служили для подвешивания ризы, во-вторых - остатки сгоревшего бархата, которым была обшита икона. Но выяснилось, что петли эти были прикреплены к самой ризе, а не к иконе, так что нахождение их в печке отнюдь не означает непременно то, что и икона была в печке. Из тех же расспросов выяснилось, что хотя бархат и был пришит к иконе, но крупными швами; поэтому достаточно было порезать один шов, чтобы затем сильным движением руки отделить бархат от иконы. Спрашивается, для чего требовалось так тщательно освобождать икону от всех ее принадлежностей? Я не берусь ответить на этот вопрос и никак не могу угадать причины этого факта. Но самый факт остается для меня несомненным. Преступнику требовалось почему-то сохранить единственно святой лик и выбросить все принадлежности его. Это подтверждается и тем обстоятельством, что лента, за которую монахини брали икону, дабы не касаться ее самой, и которая была прочно прикреплена к иконе, оказалась оторванной и брошенной». ГЛАВНОЕ. Эти утверждения дают основание предполагать, что икона не была сожжена. Чайкин сделал все, чтобы убедить всех в том, что икона уничтожена огнем и ее поиск не имеет смысла. Отбывая наказание в местах лишения свободы, он несколько раз высказывался о том, что чудотворная не уничтожена, а передана лицу, о котором Чайкин не скажет даже под угрозой виселицы. Из уголков России в КГЖУ поступала информация, что в разных тюрьмах находились «сообщники» Чайкина, которые утверждали, что им известно местонахождение иконы.В октябре 1909 года МВД Российской империи командировало в Казань чиновника по особым поручениям Аркадия Круглова. По его сведениям, чудотворная икона якобы была продана старообрядцам и находилась у казанской купчихи Шамовой. Старообрядцы весьма чтили чудотворную. А Шамовы были известны как религиозные люди, которые содержали у себя молельню. Они имели миллионное состояние и сотни тысяч жертвовали на благотворительность. Основанием для визита послужил случай, произошедший с печником села Середы Лаишевского уезда Ульяновым. Летом 1907 года он работал в артели печников в доме Шамовых на Поперечно-Тихвинской улице и случайно зашел в одну из комнат на втором этаже. Там заметил в углу треугольный столик, на котором стояла икона старого письма, «грязная», величиной 8 вершков, без ризы и каких-либо украшений. Один из углов был попорчен. У печника мелькнула мысль, что это, возможно, та сама чудотворная! Но своему сельскому священнику печник рассказал об этом только через два года! Эта информация дошла до Москвы. Чем закончился визит московского гостя, неизвестно. Трудно и предположить, что Шамова, человек с безупречной репутацией, могла быть причастна к похищению иконы. Скорее, Ульянову показалось... ВОПРОСЫ. Передача чудотворного списка с Казанской иконы Божией Матери из Ватикана в Казань стала долгожданным событием в жизни православных верующих. Но многих до сих пор волнует вопрос: сохранилась ли явленная икона? А если она будет найдена, то кто установит ее подлинность? Искусствоведческая экспертиза никогда не сможет дать однозначного ответа, подлинник это или список. Но ведь образ имел индивидуальные особенности. И если они станут известными, то задача поиска подлинника иконы и идентификации ее списков станет намного легче. В беседе с монахиней Варварой, имевшей доступ к иконе, ротмистр Прогнаевский узнал об особенностях чудотворного образа. Эта информация, которая хранится в архивах, очень поможет в том случае, если икону все-таки найдут.
- Судьба пропавшей в начале прошлого века Казанской иконы Божией Матери всегда будет давать пищу для легенд, размышлений и предположений как скептикам, так и оптимистам. Скептики станут привычно недоумевать и пожимать плечами: мол, о чем тут говорить? Ведь образ так до сих пор не найден. Значит, действительно был уничтожен и пропал безвозвратно. Оптимисты твердо верят, что Казанская икона уцелела и настанет день, когда мы ее увидим. Судьба этого образа пока сокрыта от нас тайной. Православные верующие в этом споре полагаются на промысел Божий. Если икона сохранилась, то придет час, когда Господь явит нам ее вновь. В то же время не нужно забывать, что и сейчас в Казани существуют и доступны для молитв другие чудотворные образы Казанской. Это ватиканский список Казанской иконы, хранящийся в Крестовоздвиженском храме Богородицкого монастыря. Чудотворность этого образа подтверждена уже неоднократно. Другой такой же почитаемый и приносящий исцеление верующим образ Казанской хранится в церкви Ярославских чудотворцев, что на Арском кладбище.
Списки знаменитых икон порой приносят даже больше чудотворений, чем первоначальный образ. Обращаться к истории и исследовать разные версии произошедшего в те далекие годы, конечно, необходимо. Но жить нужно не только прошлым, но и настоящим. Казань отмечена особой благодатью - в нашем городе хранится много святынь, к которым может обратиться за помощью всякий, кто уповает на милость Божию и заступничество Пресвятой Богородицы.
Списки чудотворных икон порой сильнее первообраза
Комментарий секретаря Казанской епархии протоиерея Александра Павлова:- Судьба пропавшей в начале прошлого века Казанской иконы Божией Матери всегда будет давать пищу для легенд, размышлений и предположений как скептикам, так и оптимистам. Скептики станут привычно недоумевать и пожимать плечами: мол, о чем тут говорить? Ведь образ так до сих пор не найден. Значит, действительно был уничтожен и пропал безвозвратно. Оптимисты твердо верят, что Казанская икона уцелела и настанет день, когда мы ее увидим. Судьба этого образа пока сокрыта от нас тайной. Православные верующие в этом споре полагаются на промысел Божий. Если икона сохранилась, то придет час, когда Господь явит нам ее вновь. В то же время не нужно забывать, что и сейчас в Казани существуют и доступны для молитв другие чудотворные образы Казанской. Это ватиканский список Казанской иконы, хранящийся в Крестовоздвиженском храме Богородицкого монастыря. Чудотворность этого образа подтверждена уже неоднократно. Другой такой же почитаемый и приносящий исцеление верующим образ Казанской хранится в церкви Ярославских чудотворцев, что на Арском кладбище.
Списки знаменитых икон порой приносят даже больше чудотворений, чем первоначальный образ. Обращаться к истории и исследовать разные версии произошедшего в те далекие годы, конечно, необходимо. Но жить нужно не только прошлым, но и настоящим. Казань отмечена особой благодатью - в нашем городе хранится много святынь, к которым может обратиться за помощью всякий, кто уповает на милость Божию и заступничество Пресвятой Богородицы.