Спасительная плазма

«Приятно, если твоя кровь или плазма спасет чью-то жизнь», - признался мне как-то один из молодых доноров крови.

news_top_970_100

Особенно если ее сдача происходит в комфортных условиях, думала я, направляясь в плазмоцентр федерального значения, открывшийся недавно в Казани. С главными достопримечательностями центра меня познакомил заведующий Казанским плазмоцентром Дмитрий Монахов.

Ресепшен. Второй этаж. Длинная стойка в окружении симпатичных столиков. Приветливая регистратор протягивает анкету с парой десятков вопросов, ответить на которые предлагается каждому будущему донору. Например, принимал ли он острую пищу, алкоголь, когда оперировался, чем болел?

- А дальше потенциальный донор отправляется на современные напольные весы. За считанные секунды измеряет температуру ушным (!) термометром, потом давление и идет на прием к доктору, - объясняет алгоритм действий Дмитрий Сергеевич. - Отводы бывают по самым разным причинам: от состояния вен до психологической неготовности. Причем медотвод от донорства кандидат может получить на месяц, два, на год, а то и навсегда.

Холл на третьем этаже с диванчиками в синих тонах и телевизором. Спокойная, умиротворяющая обстановка. Дмитрий Сергеевич комментирует:

- Здесь донор может подождать, посмотреть телевизор и подумать еще раз. Готов? Значит, пора в зал для плазмодач.

Это помещение без излишеств: современные кресла, регулируемые самим пациентом с помощью специальных пультов, аппараты для плазмофереза, стол с компьютерами посередине. Приятные девушки в белых халатах забирают 7 мл крови на анализ. Лаборант подносит капельку крови к иголочке спецаппарата, который менее чем за минуту выдает развернутую формулу крови.

- А теперь самое главное, - предупреждает мой гид.

Умный аппарат. Все гениальное просто. Таков и аппарат, стоящий рядом с каждым донорским креслом. С виду невзрачный компактный серый ящичек, на котором расположен так называемый светофор в помощь донору. Если горит зеленый, значит, извольте поработать ручкой, красный - отдохните.

- Таких аппаратов в республике единицы. А у нас, как видите, порядка 30. Аппарат очень умный! - замечает заведующий. - Здесь происходит все сразу. Он через введенную в вену пациента иглу забирает кровь - примерно 100 мл, пропускает через себя, забирает плазму, разбавляет оставшееся физраствором и через ту же иглу возвращает кровь.

В особом мешочке плазма отправляется в криохранилище на первом этаже в металлическом лифте.

В хранилище прохладно и шумно от работы высоких, почти под потолок, холодильных установок. Доставленная на лифте плазма сначала попадает в спецхолодильник, и начинается самое интересное. Шоковая заморозка до минус 70о. После «шокотерапии» плазма отправляется в один из 10 контейнеров, рассчитанных на хранение более полутонны плазмы. Каждому мешочку здесь придется пролежать полгода.

Когда срок истечет, обладателя плазмы из каждого мешочка снова проверят на инфекции. И если анализы будут в порядке, плазму наконец пустят в дело.

Торжество технологий. - А вот это гордость Республики Татарстан, - объявил доктор Монахов, когда мы вошли в кабинет с табличкой «Лаборатория».

Она что-то вроде конвейера с огромным количеством пробирок. Действия человека сведены к минимуму: поставить пробирки с кровью, взятые на анализ, в нужное место. И все! Пробирки помчались по конвейеру, останавливаясь около спецустройств, где информация о содержимом каждой пробирочки считывается по штрихкоду и анализируется на необходимые инфекции. А затем поступает в компьютерную сеть центра.

Комментарий заведующего Татарстанским филиалом Росплазмы Марата Мрасова:

- Казанский центр, как и все плазмоцентры по России, создан в рамках реализации федерального проекта по производству препаратов крови, в частности плазмы. Это сырье для производства жизненно необходимых многим препаратов: альбумина, внутривенного гамма-глобулина плюс 2 факторов свертывания крови (8 и 9-й), без которых не могут жить больные гемофилией. Это очень дорогостоящие препараты. До сих пор Россия закупала их за границей. Теперь в Кирове строится завод по их производству. Он в стадии отладки, запуск планируется на декабрь 2009 года. К этому моменту нужно поднакопить запас плазмы. К слову, криохранилище завода рассчитано на 60 тонн плазмы. Думаю, все у нас получится. Ведь только в Татарстане в общей сложности будет создано 13 плазмоцентров. Один уже открыт в Казани, другой в Шемордане. Скоро появится мобильный плазмоцентр на базе еврофуры. Его установят в Ново-Савиновском районе рядом с больницей №7.

news_right_column_240_400