Специалистов начинают готовить со школьной скамьи

Вчера заместитель министра промышленности и торговли РТ Гульнара Ахмадеева рассказала журналистам об итогах исследования, проведенного министерством совместно с 97 промышленными предприятиями республики. Оказалось, что предприятиям Татарстана в 2014 - 2016 годах потребуется более 19 тысяч рабочих и инженеров.

news_top_970_100
Согласно прогнозам, наиболее востребованными в скором времени окажутся специалисты с начальным профессиональным образованием. По подсчетам министерства, их потребуется более 14 тысяч. На втором месте - специалисты с высшим образованием, которых будет нужно более 3 тысяч. Специалистов же, имеющих среднее профессиональное образование, потребуется чуть более 1 тысячи.Проблема нехватки кадров в реальном секторе экономики давно обсуждается руководством республики. При этом нехватка кадров вовсе не означает отсутствие людей. Как показывает практика, реальная проблема заключается в несоответствии подготовки выпускников к требованиям работодателя, в отставании учебных программ от развития производства. Также определенную проблему создает и разрозненная система профессиональной переподготовки. Мониторинг, проведенный министерством промышленности и торговли, наглядно показал - с подобными трудностями сталкивается сегодня большинство предприятий Татарстана.Впрочем, Правительство РТ, профильные министерства, а также отдельные предприятия разработали целый комплекс мер по ликвидации данного разрыва.В первую очередь год назад в Татарстане были созданы три научно-образовательных кластера в области машиностроения, энергетики и нефтехимии. Именно такая форма интеграции образовательных учреждений с промышленными предприятиями является наиболее эффективной - на выходе работодатель получает хорошо подготовленного специалиста, т.к. процесс обучения выстраивается непосредственно с учетом требований производственного процесса. В ближайшее время планируется дальнейшее развитие этих направлений и в других областях экономики.Многие предприятия республики самостоятельно внедряют собственные системы «сквозного» обучения и повышения квалификации. Наиболее яркие примеры - корпоративные университеты ОАО «КАМАЗ» и компании «Татнефть». Основательно к данной проблеме подошел и Казанский вертолетный завод, начав подготовку будущих специалистов, что называется, со школьной скамьи. Предприятие уже несколько лет курирует собственный проект в казанской гимназии №8, где по его инициативе был открыт профильный класс, который получил неофициальное название «вертолетный». При этом от учеников вовсе не требуют никаких обязательств о дальнейшем поступлении в КНИТУ-КАИ на профильные факультеты и тем более на производство.Генеральный директор ОАО «КВЗ» Вадим Лигай считает:
- Если хотя бы 2 - 3 человека из этого класса поступят в КАИ, это уже будет успех.Однако успех оказался куда более внушительным - из 28 выпускников первого «вертолетного» класса в КАИ поступили 18! В этом же направлении начинают работать и профильные министерства. Гульнара Ахмадеева рассказала, что помимо отработки целевой контрактной подготовки специалистов, заявки на которые поступают от промышленных предприятий, ведется работа и по долгосрочным межведомственным программам. В первую очередь это касается развития центров детского и юношеского технического творчества, а также программ оснащения лабораторным оборудованием классов химии, физики и биологии в школах.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100