Вертится фокстрот
Воскресный вечер. Сразу на входе со стороны улицы Бондаренко улавливаешь звуки ритмичной и определенно знакомой мелодии. Только вот распознать ее удается не сразу – слышно не очень. Окончательно узнаешь, подойдя ближе к Памятнику Советскому солдату, за которым выделывают па десятка четыре танцоров.
Ну, конечно же, это «Рио-Рита» – мелодия, уже стойко ассоциирующаяся с темой Великой Отечественной войны и Днем Победы. В последнее время редкая передача или кинофильм, посвященные той эпохе, обходится без этих, кажется, парящих и солнечных звуков и очевидных слов:
«Рио-Рита», «Рио-Рита», вертится фокстрот,
На площадке танцевальной сорок первый год…
Так что сама музыка кажется весьма очевидной для такого места, как Парк Победы. И если бы только это, то прошел бы мимо, но захотелось поближе рассмотреть танцоров, главным образом довольно зрелых лет, так что пришлось свернуть с главной аллеи.
Не в каждой компании лидера определишь с первого взгляда. Здесь же он, как говорится, на лицо: рослый, стильно одетый мужчина. Стать выдает многолетние занятия у балетного станка. И еще в чертах лица есть определенное сходство с прославленным артистом советского балета Махмудом Эсамбаевым. Но, если у того образ дополняла обычно каракулевая папаха, то здесь – капитанка. Как есть капитан. Правда, у него мы привыкли видеть в старых кинокартинах рупор в руках, до здесь трубой соединены ладони у рта, для того чтобы музыка, звучащая из колонки, не заглушила команды:
Балансе!
Окошечко!
Стороннему человеку эти слова ничего не определенного применительно к ситуации не говорят. Но вот в танцах возникает пауза, и есть возможность внести ясность.
На том же месте, в тот же час
Знакомимся. Действительно, первые впечатления не подвели. Рифат Абульханов, народный артист ТАССР, в прошлом ведущий артист Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. И вот уже восемь лет ведет при Доме культуры «Полимер» студию вальса, где учит парным бальным классическим и социально-историческим танцам, в их числе: полонез, вальс, фокстрот, мазурка и другие.
А когда вышли на улицу? Ведь публичные выступления даются непросто даже для подготовленному человеку, а тут, я заметил, люди ведь больше для удовольствия танцуют.
Да, для нас занятие в студии, это просто хобби. При том – приятное и приносящее удовольствие. На публику вышли практически сразу. Первое выступление было в детском клубе перед детьми и их родителями.
Помню только шесть человек тогда решились. Танцевали под «Вальс Бостон» на три четверти. Кто в лес, кто по дрова. Ничего, потом обвыклись, большое волнение ушло. Теперь, как видите, круг танцующихся расширился, как локации наших выступлений и занятий на открытом воздухе. Выходим в люди с мая по сентябрь.
И где вас можно было видеть – раньше и сейчас?
Танцевали на набережной Казанки, у театра Камала, у кинотеатра «Мир», на бульваре «Белые цветы». Сейчас вот и парк «Альметьевский лес» дал разрешение для проведения занятий, но мы решили остановится на Парке Победы. Но только этим дело не ограничивается, мы еще проводим балы к Новому году и 8 Марта, на мероприятиях к Дню Победы выступаем. В этом году здесь в парке танцевали как раз «Рио-Риту».
Как реагируют на ваши выступления прохожие?
Однозначно – положительно: останавливаются, смотрят во все глаза, достают телефоны и снимают, кто-то аплодирует… А есть и такие, кто присоединяется. Так что милости просим, мы здесь мы каждое воскресенье с пяти часов вечера.
«На том же месте в тот же час», как пелось в одной известной ретро-песенке.
Вальс как тест на совместимость
А предъявляете какие-то требования к новичкам, когда они к вам приходят в первый раз?
Конечно!
Ну вот, теперь большинство наших читателей, скажут: «Я так и думал…».
Не спешите делать выводы, главное требование – это любовь к движению и музыке. Остальное приложится. У нас нет никакого деления на группы, скажем – для начинающих и старожилов. Каждый занимается в силу своих возможностей, потихоньку втягиваясь в процесс. Дебютанты берут пример с тех, кто уже имеет определенный опыт.
А нагрузки не слишком большие? Все-таки большинство ваших подопечных уже в возрасте.
– Нет. Занимаемся по полтора часа. К тому же, перерывы, вот как сейчас, делаем. И главное – наши занятия тренируют дыхательную систему и улучшают координацию движений, что особенно важно для людей так называемого серебряного возраста. Вы правы, основной состав у нас в возрасте от 50 лет и старше. Но зато они в плане активности, оптимизма и жизнелюбия могут дать фору молодым.
А как думаете, почему молодежь не подтягивается к вам?
Да, молодежи пока маловато. Думается дело в том, что она сейчас тяготеет к модным каким-то танцам. Бачате, например, где основной акцент сделан на сексуальность. Это, действительно, смотрится привлекательно. Но ведь и требует основательной подготовки.
А в парных танцах движения простые, доступные для освоения каждому, но вместе с тем дают возможность достичь взаимопонимания на уровне тела. В отношениях мужчины и женщины слаженность должна быть, а понять, есть она или нет, можно и через тот же вальс. Если два человека легко совпадают в ритме, то это как некий маркер, который проецируется и взаимоотношения.
Слушал вас и вот что подумалось. Раньше ведь на танцплощадках как раз и были в ходу парные танцы. Парни с девушками часто и знакомились там, а в танце как раз и проходили своего рода тесты на совпадение и совместимость. Может, оттого и разводов тогда меньше было? А сейчас что, попрыгали-подергались друг перед другом, притянулись на уровне гормонов, и все. Такие связи легче рвутся.
Не думал об этом. Но, возможно, вы и правы. Тогда тем более молодежи надо к нам.
В 90 лет – еще кавалер
Словно подслушав наш разговор, к Рифату Назимовичу обращается молодой мужчина с велосипедом и в соответствующей экипировке. Интересуется, можно ли присоседится к ним, и когда будет следующие занятие. К нему тоже есть вопросы, но уже от «КВ». Юрист Артур, 36 лет с готовностью отвечает на них.
Собираетесь присоединиться?
Обязательно!
Не смущает, что в здесь в основном пожилые люди.
Нисколько. Зато свобода такая – все на позитиве, танцуют… Здорово как! Именно они и такие как они наполняют общественное пространство жизнью, придают ему особую атмосферу… А что до молодежи, то, думаю, она подтянется.
Не помешало бы еще и мужчин. Их тут не лишка. По словам руководителя, на четырех женщин приходится один мужчина. Кто-то в качестве партнера приводит своего мужа или друга. Кто-то объединяется в танцевальную пару уже на нашей площадке. Из-за дефицита мужских кадров приходится и танцы видоизменять. Например, «Рио-Рита» из парного – стала линейным.
Обращает на себя внимание мужчина, тоже, кстати, как и руководитель, в капитанке: он весьма преклонных лет, но танцует, кажется, не зная устали. Во всех смыслах, кавалер.
Это Владимир Васильевич Сухарев, ему почти 90 лет. С самого начала с нами. Сейчас вот за музыкальное сопровождение отвечает, работа музыкальной колонки на нем. Его в шутку дамы называют «наш спецназ», – знакомит нас Рифату Назимович.
Я старпом, скорее, – отзывается браво сам ветеран, в прошлом конструктор Казанского электромеханического завода.
Любовь к танцам у меня с молодости. Сам я из Чистополя, на танцах тогда танцевали, как правило, три танца: вальс, фокстрот и танго. Ту же «Рио-Риту», только парами, не как мы сейчас. Можно сказать, нам повезло, что Рифат Назимович организовал такое вот движение в нашем городе. Думаю, не в каждом городе страны оно имеется.
Гран плие от Абульханова
А что это за команды вы подаете во время танца: «Балансе!», «Окошечко!»? Тоже из балетного прошлого? – это вопрос уже не «старпому», а самому «капитану».
Совершенно верно. Балансе – это покачивания, окошечко – позиция, когда левая рука отведена в сторону, а правая поднята над головой.
Такое, наверное, не забывается. Кстати, а во сколько лет вы стали пенсионером? Артисты балета ведь рано уходят на заслуженный отдых.
В 36 лет. Сейчас мне – 67. Но, как видите, уходить на покой совсем – это не для меня.
А как судьба привела в балет? По стопам родителей?
Нет, из обычной рабочей семьи. В балет же попал волей случая.
Когда мне было 10 лет, кто-то из взрослых нам с приятелями посоветовал вместо того, чтобы бегать по двору без дела, съездить в театр, где шел набор мальчиков. Мы так и сделали. Когда приехали, оказалось идет набор в Московское хореографическое училище. Среди друзей я единственный прошел три отборочных этапа и поехал в Москву на учебу.
Вернулся в Казань спустя 8 лет я и был зачислен в труппу Театра оперы и балета. Дорос до ведущего артиста, танцевал немало спектаклей, но любимые, это «Сильфида», «Щелкунчик» и гордость национального татарского музыкального искусства – «Шурале» Фарида Яруллина.
Вы в хорошей физической форме. Как удается ее сохранить?
Ну, во-первых, недавно Ураза была, сейчас надо лишь поддерживать. Во-вторых, стараюсь увеличивать промежуток между приемами пищи и пить в это время больше воды.
А есть какие-то упражнения? Слышал, вы что-то советовали своим ученикам.
Речь шла про «обнимание дерева». Все остальное проблематично: то время найти, то коврики какие-то надо… А тут все просто. Обнимете руками дерево или столб на уровне пупка и приседаете. Если сразу глубоко присесть не получится, ничего страшного – делайте, как позволяет состояние. Для начала. Это упражнение снимает давление, потому как в голенях происходит застой крови, а когда задействуем икроножную мышцу, то она, как помпа, начинает гнать кровь к сердцу.
«Обнимание дерева» на фоне того же «балансе» как-то не очень звучит. Может, переименуем?
Хорошо, давайте назовем «Гран плие» – так по-французски называется большое приседание.
Так и запишем «Гран плие от Рифата Абульханова». Принимать ежедневно, а по воскресеньям к 17.00 приходить на танцевальные уроки в Парк Победы.
Совершенно верно. И вы приходите. С супругой.
Обещал подумать.