Тарас Бульба травил анекдоты про Брежнева, а казаков согревали настоящей горилкой

Сегодня во всех кинотеатрах состоится премьера нового художественного фильма «Тарас Бульба», снятого известным российским кинорежиссером Владимиром Бортко по одноименной повести Николая Гоголя и посвященного 200-летию со дня рождения великого русского писателя.

news_top_970_100

В съемках картины, которые проводились в России, Украине и Польше с декабря 2007-го по сентябрь 2008 года, был задействован и наш земляк казанский кинорежиссер Айбулат Адуллин, участвовавший ранее в создании фильма «Теплые ветры Древних Булгар» и телесериала «Скорая помощь». Наш корреспондент попросил его поделиться с читателями впечатлениями от работы на съемочных площадках фильма.

Как собирали оружие...

- Когда я узнал, что мой любимый кинорежиссер Владимир Бортко, создавший такие шедевры отечественного кинематографа, как «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита», набирает съемочную группу для запуска своего нового фильма «Тарас Бульба» (рабочее название ленты «Запорожская сечь»), то решил во что бы то ни стало попасть в его команду. Причем в любом качестве. Друзья из «Ленфильма» сообщили, что Бортко требуется реквизитор-оружейник. А так как у меня уже имелся опыт такой работы во время съемок первого татарстанского кинофильма Булата Мансурова «Теплые ветры Древних Булгар», проблем с моим назначением на эту должность не было.

К своим обязанностям я приступил в октябре 2007 года и с головой окунулся в работу. Мы занимались поиском и покупкой оружия и реквизита, необходимых для съемок. Часть закупили у съемочной группы фильма «1612 год», которая во главе с кинорежиссером Владимиром Хотиненко только что завершила работу. Часть оружия заказали в Варшаве и Запорожье, где есть замечательные мастера-кузнецы, делающие прекрасные новоделы. А также брали в аренду у частных коллекционеров старинного оружия, которых немало.

...подбирали актеров

В фильме занята замечательная команда актеров. В главных ролях кроме знаменитого украинского актера Богдана Ступки, сыгравшего роль Тараса Бульбы, снимались Владимир Вдовиченков (Остап), Игорь Петренко (Андрий), Юрий Беляев, Михаил Боярский (казак Мосий Шило), Владимир Ильин (Куренной), Даниэль Ольбрыхский (Красневский), Магда Мельцаж (панночка), Ада Роговцева (жена Тараса) и многие другие актеры из России, Польши и Украины. К сожалению, этот фильм стал последним в судьбе популярных российских актеров Бориса Хмельницкого и Александра Дедюшко.

Следует отметить исключительный порядок и дисциплину, царившие на съемочных площадках, а также скрупулезность и ответственность главрежа в использовании литературного и исторического материала. Будучи одним из авторов сценария, Владимир Владимирович избегал малейших неточностей как в гоголевском тексте, так и в интерпретации характеров героев. Он потратил несколько часов, репетируя с Богданом Ступкой и исполнителем роли Янкеля - популярным российским актером Сергеем Дрейденом, известным по фильму «Окно в Париж», сцену, где Тарас Бульба просит известного торгаша и пройдоху помочь ему пробраться в город, занятый поляками, чтобы присутствовать на казни старшего сына.

В перерывах между съемками актеры вели себя по-разному. Кто-то, как Михаил Боярский, уединялся. Он почему-то не любил общаться с кем-либо. И занят всегда был по горло: постоянно улетал, прилетал. А на съемку Боярский всегда приходил в своей неизменной шляпе, одетый как английский денди. А вот Богдан Ступка был душой любой компании, которые всегда собирались во время отдыха. Народный артист СССР травил анекдоты про Брежнева, пародируя генсека, которого ему также пришлось однажды сыграть.

и проблемы преодолевали

Не обходилось и без накладок. Когда снимали первую массовую сцену с казаками, я обратил внимание Бортко на то, что одежда у воинов слишком чистая. Съемки остановили, и технический персонал долго «старил» одежду «запорожцев» паяльными лампами. Массовку мы приглашали через бюро по трудоустройству. В ней участвовали безработные. Наверное, по этой причине мы иногда недосчитывались сабель, пистолетов и другого реквизита. Бывало, искали потом пропажу с помощью местной милиции. А в Запорожье нам здорово помог местный атаман современных казаков. Он привел таких гвардейцев, которым было под силу сыграть в мороз летнюю сцену обнаженными по пояс. Правда, атаман поставил одно условие: после съемок его людей напоить горилкой для согрева души и здоровья, что мы с удовольствием и сделали.

Был еще забавный эпизод, когда мы уже завершили все съемки и грузили реквизит в фургоны. Оказалось, у нас пропал чудесный кованый разборный воз, который мы привезли из Москвы. Он был отмечен в таможенной декларации. За пропажу пришлось бы заплатить немалые деньги. Времени на поиски было в обрез. И тут я вспомнил, как искал стулья в известном романе Ильфа и Петрова Остап Бендер. Я, как и тот герой, собрал местных мальчишек, показал им снимок воза и попросил отыскать его в ближайших дворах. Нашли! А я попросил местную милицию не применять к вору никаких санкций, кроме одной - чтобы он доставил воз к месту погрузки на своем... горбу. Так и было сделано.

Когда-нибудь я обязательно напишу книгу о встречах со всеми интересными людьми, которые делают кино. А пока хочу пригласить всех читателей «Казанских ведомостей» в кинотеатры на всероссийскую премьеру. Уверен, фильм вам понравится.

news_right_column_240_400