Легендарному объединению фотохудожников «ТАСМА» в этом году исполнилось 40 лет. В свое время участники «Тасмы», как легендарные передвижники, бросили вызов официальному советскому фотоискусству. До них фотография была чем-то сродни «салонной» живописи: классическая композиция, картинные позы, и обязательная улыбкана красивом лице тщательно подобранной модели. «Передвижников» такой подход не устраивал, им непременно нужна была мысль, а не пустая красота. За обилие мыслей их порой критиковали «наверху», однако участники «ТАСМЫ» все-таки добились главного: перевернув мир советской фотографии, они превратили ее в настоящее искусство. В семидесятые работы казанских фотографов уже знал весь мир.Об одной из таких работ, знаменитом снимке «Прыжок», на выставке нам рассказал ее автор Валерий Михайлов. «В 80-м году мы большой компанией отдыхали у моего друга, знаменитого на всю Казань столяра Валерия Иванова, в деревне Щербаковка. Он сам – морж со стажем, вот и решил в какой-то момент искупаться на Голубом озере. Тогда-то мне и удалось поймать, по выражению Анри Картье-Брессона, «решающий момент», который вы видите в кадре. Фото обошло весь мир, попало в американский журнал «Советская фотография». Другой участник «ТАСМЫ», а, кроме того, геолог и доктор философских наук Эдвард Хакимов поделился с нами своим творческим методом: «В своих работах я старался поймать психологическое состояние человека, обобщить его и затем передать это другим. Для фотографа важно сохранить дух времени, его «запах» - то, что затем безвозвратно уйдет». Затем Эдвард Муратович показал нам одну из своих самых любимых фотографий. На Казанском вокзале из вагона выглядывают три фигуры: молодой человек, улыбающаяся девушка и пожилая женщина, не потерявшая, кажется, к своим годам оптимизма. Фотография лучится светом и радостью – прекрасный пример того, что участники «ТАСМЫ» не задавались целью снимать исключительно остро-социальные, оппозиционные сюжеты. Рустам Мухаметзянов, один из самых молодых фотохудожников «ТАСМЫ» в беседе с «КВ» отметил, что «фотограф всегда должен быть наготове, чтобы не упустить нужный момент». По словам Мухаметзянова, важно примерно представлять себе, что именно ты хочешь снять, некую мысль, которую затем и запечатлеваешь в кадре. «Впрочем, бывает и наоборот – люди наполняют новыми смыслами фотографию, в которой ты этих смыслов изначально и не видел», - говорит фотохудожник. На вопрос о том, почему «тасмовцы» снимали исключительно в ч/б, Мухаметзянов ответил, что считает черно-белую фотографию более близкой к искусству. «Черно-белая фотография «читается» совершенно по-иному, если представить ее в цвете. Контрасты черного и белого позволяют ярче подчеркнуть смысл, некие символы, которые при обилии красок просто теряются».Остается добавить, что работы «тасмовцев» будут выставлены Галерее современного искусства ГМИИ РТ по 9 ноября. Так что у вас еще есть время приобщиться к искусству фотохудожников.
Тасмовцы сохранили запах времени
Легендарные советские фотохудожники поделились с «КВ» секретами мастерства на выставке «ТАСМА. Казанская фотогруппа».