Татарский характер - это смесь нежности и грубости

К 75-летию известного писателя, драматурга и публициста Рабита Батуллы казанской публике представили фильм «Рудольф Нуриев. Прощание с родиной», снятый по его сценарию.

news_top_970_100
Творение режиссера Фарида Давлетшина, возможно, разочарует тех, кто ожидал от фильма таких же сильных впечатлений, той же образной мощи, что от сценария Батуллы «Священный демон». Хотя сравнивать фильм и сценарий не совсем корректно - как-никак сценарий был предназначен для художественной версии, а «Рудольф Нуриев» снят как документальный.  Фильм построен как пересказ биографии неистового татарина, так что будет понятен самому широкому кругу зрителей. Документальные и игровые кадры идут в нарезке с интервью на камеру наших современников, тех, кто лично встречался с великим танцовщиком в Казани или имеет причастность к Рудольфу Нуриеву как к явлению культуры. Из архивных материалов остался в памяти монолог его первого учителя - профессиональной балерины Анны Удальцовой, про «маленького татарина, молчаливого, неухоженного», который поразил ее любовью к танцу и абсолютным слухом. Тема сына татарского народа, поданная без излишней патетики, прошла через весь фильм. Так, были процитированы слова из дневника Нуриева про татарский характер как смесь нежности и грубости. Событийное ядро фильма - визит звезды балета в наш город в 1992 году. Как оказалось, сохранилась лишь любительская запись самого выступления Нуриева в театре оперы и балета (он дирижировал балетом «Щелкунчик»). Официальной съемки не велось. Но это, по мысли режиссера, не помешало формированию в Казани культа Нуриева.Чтобы показать детство Рудика, использованы кадры из незаконченного еще художественного фильма о Нуриеве: мальчик в ослепительно-белой рубашке, не находя понимания в семье и среди сверстников, убегает на зеленые луга... Несомненную ценность фильму придает высказывание Рабита Батуллы о причинах и итогах приезда в Казань великого артиста. Во-первых, делает вывод писатель и исследователь жизни Нуриева, его потянуло на родину матери. А во-вторых, танцовщик надеялся здесь встретить человека, которому мог бы оставить часть наследства на развитие в Казани балетного искусства. Но такого не нашел.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100