Татьяна Водопьянова: В социальной стабильности заинтересованы все

Какими темпами будет повышаться зарплата? Можно ли надеяться на снижение тарифов на услуги ЖКХ? Введут ли 60-часовую рабочую неделю? Как работникам защищать свои права?  Эти актуальные вопросы «КВ» обсуждали с очередным гостем редакции - председателем Федерации профсоюзов РТ Татьяной Водопьяновой.

news_top_970_100
О бедном бюджетнике замолвите слово- Татьяна Павловна, самая важная проблема, которая волнует абсолютно всех, - это уровень и темпы роста зарплаты. Что нам ожидать в следующем году?- Повышение зарплаты – одна из главных тем трехсторонних соглашений, которые на всех уровнях заключаются между органами власти, профсоюзами и работодателями. Бюджетники там выделены в особый блок, у них эта проблема стоит наиболее остро. Зарплата бюджетников в среднем на треть отстает от республиканской. У работников культуры она  самая низкая, составляет 50 - 55% от средней зарплаты по республике. Сейчас руководство Татарстана говорит о том, что зарплату бюджетников надо выводить на среднюю по региону. Чтобы достичь этого уровня, придется много работать. Но динамика роста зарплаты есть. В этом я вижу результат плодотворной совместной работы через систему социального партнерства и заключения соглашений и коллективных договоров. Активная позиция профсоюзов позволила повысить минимальный размер оплаты труда за последние десять лет в 13 раз: с 350 рублей в 2000 году до 4611 в июне 2011 года. В сфере образования после перевода ее на новую систему оплаты труда фонд оплаты труда вырос на 30%. Культура, социальная сфера будут переходить на новую систему оплаты труда с октября 2012 года. 
- Профсоюзы активно работают и над проблемой тарифов ЖКХ, почему?- Может показаться, что тарифы на услуги ЖКХ не профсоюзная проблема. Но этот вопрос касается каждого работающего. В 2009 - 2010 годы тарифы повысились на 39,6%, а зарплата за это время увеличилась на 16,4%. То есть темпы роста тарифов более чем в два раза превышают темпы роста зарплаты. Это говорит о том, что качество жизни снижается. Проблема очень острая. В правительстве есть понимание, что решать ее необходимо. По нашему предложению в республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов РТ, Координационным советом объединения работодателей РТ, Кабинетом министров РТ были включены обязательства правительства РТ по регулированию тарифов уровнем инфляции. Мы понимаем, сразу повысить уровень зарплаты, снизить тарифы ЖКХ и решить другие социальные вопросы невозможно. Но решать их надо, эта работа будет системно  продолжаться.
Бастовать цивилизованно- Какие у профсоюзов есть методы влияния на власти?- Основной метод - взвешенный и аргументированный диалог. Мы с экономическим обоснованием подходим к разговору о проблемах. Рабочие группы трехсторонней комиссии, в которую входят представители правительства, работодателей, профсоюзов, ведут постоянные переговоры. Координирует деятельность рабочих групп министр экономики. Эта незаметная на первый взгляд рутинная работа очень важна. В процессе встреч мы обсуждаем и формулируем подходы к решению социально значимых вопросов. 
- Легко ли найти общий язык?- Не всегда. Но если мы хотим жить в цивилизованном, правовом обществе, то должны понимать, надо учиться налаживать диалог. Это и называется социальным партнерством. 
- Для большинства профсоюзы – это забастовки, демонстрации, пикеты...- Социальное партнерство их не исключает. Это достаточно эффективные меры воздействия на работодателей, если не получается решить вопросы другими методами. Но митинги, пикеты не только метод выпускания пара недовольства, накопившегося в обществе. Они помогают сфокусировать внимание властей на самых наболевших проблемах. Митингующих надо уметь слушать и слышать. 
- Такие выступления помогают добиться решения проблем?- Да, например, после недавнего пикета по ценам на топливо состоялась рабочая встреча представителей правительства РФ, Федерации профсоюзов России и Министерства транспорта РФ. Есть надежда если не снижения, то хотя бы приостановки темпа роста цен на бензин. Кроме того, профсоюзы инициировали внесение изменения в статью 34 и 46 ГПК РФ в части получения права профсоюзам обращаться в суд для защиты интересов неопределенного круга лиц. Сейчас согласно законодательству они могут обращаться с исками в суд в защиту прав одного гражданина и не могут защищать в суде интересы нескольких граждан. Наиболее часты нарушения трудового законодательства особенно в региональных филиалах крупных российских фирм. Боясь мести работодателя, люди зачастую не решаются идти в суд и опасаются привлекать профсоюзы для защиты своих интересов. 60-часовая рабочая неделя – шутка?
- Насколько реально введение 60-часовой рабочей недели? - С таким предложением выступил господин Прохоров. Люди боролись за 8-часовой рабочий день, с этим лозунгом делали революцию. И вдруг в XXI веке нам предлагают вернуться в век XIX. Казалось бы, всерьез такие разговоры воспринимать невозможно. Но когда Союз промышленников официально поддержал эту инициативу, поняли, что это не шутки.  В Европе уже давно нет таких диких проявлений капитализма. Во Франции, например, 35-часовая рабочая неделя. И если кто-нибудь заикнется, что ее надо увеличить хотя бы на час, люди сразу выйдут на улицы. Но почему мы не готовы к такой активности? Почему возмущаемся дома на кухне, считая, что кто-то другой должен идти и защищать наши права? Еще люди, живущие на Западе, четко осознают, что они - налогоплательщики, за чей счет содержится государство. Значит, имеют законное право требовать от него достойной оплаты труда, условий жизни и работы, социальных гарантий.
- Понятие «рабочая солидарность» сегодня живо или сейчас каждый за себя?- Несколько лет назад была в командировке на Кипре. В день нашего приезда небольшое автопредприятие проводило забастовку, потому что владелец снизил некоторые социальные гарантии. Там работали всего 200 человек, но на забастовку вышли несколько тысяч. Нам объяснили, что это принцип рабочей солидарности. Мы спросили: «А если забастовщиков уволят и вместо них наберут на работу других водителей?» Знаете, какую реакцию это вызвало: «Да вы что! Никто не посмеет пойти на работу к такому хозяину!» Вот она, солидарность, – если соседу плохо, ты не можешь сделать себе на этом хорошо. А у нас вполне нормально услышать: «Не нравится работать на моих условиях? Уходи! У меня целая очередь желающих занять твое место». 
- Россию не зря называют богатой страной бедных людей. Насколько велика сегодня социальная поляризация нашего общества?- Считается, если доходы самых богатых превышают доходы самых бедных в 6 раз, то такое общество уже на опасном пути. Если эта цифра приближается к 10, это общество социальной напряженности. У нас же, только по официальным данным, уровень доходов богатых выше доходов бедных в 15 - 16 раз. Это говорит о том, насколько ситуация серьезная. Причем во время кризиса количество миллиардеров заметно увеличилось и расслоение общества еще более усугубилось. 
Не изобретайте велосипед- Что делать в такой ситуации?- Не надо изобретать велосипед! Начинать надо с экономических рычагов. На Западе давно существует прогрессивная шкала налогообложения. Там у богатых налоги могут доходить до 60%. А у нас плоская шкала 13%. Немало цивилизованных стран, где введен налог на роскошь. Это справедливо. А справедливость – основа социальной стабильности. Правда, небольшие положительные подвижки все-таки есть. Некоторые отрасли в рамках трехстороннего соглашения уже закладывают нормы регулирования разницы в доходах руководящего звена и простых работников. Хочется, чтобы такая разумность восторжествовала во всех сферах.  Сложные 90-е годы наглядно показали, насколько опасно жить в социально нестабильном обществе. Именно тогда возникла идеология социального партнерства. Социальная стабильность необходима всем. Олигархам тоже. Это заставляет садиться за стол переговоров и искать реальные пути решения проблем. 
- Значит, можно говорить, что постепенно российский бизнес становится более социально ответственным? - Цивилизованные, социально ответственные работодатели, к счастью, есть. Они поддерживают и своих работников, и их детей. Оздоровление, профилактика профзаболеваний, матпомощь в случае болезни и других ситуациях – все это четко прописано в колдоговоре.  Но в малом бизнесе ситуация иная. Там работодатели считают профсоюз большой помехой в работе. Многие вообще удивляются: «А что, разве профсоюзы еще существуют?» Я всегда говорю, если такие вопросы возникают, значит, мы где-то недоработали, не до конца разъяснили. 
- Значит, постоянный цивилизованный диалог между работниками и работодателями необходим?- Открытый диалог дает колоссальные результаты. Во время кризиса важнейшая задача – максимально открыто и честно доводить до каждого информацию о реальном положении вещей. Руководство предприятий вместе с представителями профкома выступали на собраниях, ходили по цехам, объясняли, что они конкретно предпринимают, чтобы выжить в сложной экономической ситуации. И на что работники могут надеяться при позитивном и  отрицательном раскладе. Затем каждый сам решал – оставаться ему или искать другое место работы. Открытость во многом помогла стабилизировать ситуацию, избежать ненужных волнений. 
Представляем гостьюТатьяна Водопьянова окончила юрфак КГУ. Работала в профсоюзах. С января 2000 года  возглавляет Федерацию профсоюзов РТ. Депутат Госсовета РТ, член Президиума Госсовета РТ. Кандидат социологических наук. Заведующая, доцент кафедры социально-трудовых отношений и основ профсоюзного движения Казанского филиала Академии труда и социальных отношений. Руководитель общественного благотворительного фонда содействия защите материнства и детства РТ «Энием - Мама». Замужем, имеет двух дочерей. Есть внук и внучка.
Кстати По данным за 2010 год, более 300 тыс. татарстанцев находились за чертой бедности. Их среднедушевой доход был ниже прожиточного минимума. Более 190 тыс. получают зарплату ниже минимального потребительского бюджета. 

news_right_column_240_400