Тайна затонувшего теплохода: вся правда о безопасности наших судов

В минувшее воскресенье было наконец обнаружено тело Германа Колигаева, который работал матросом на злополучном судне «Сергей Абрамов», сгоревшем в Северном речном порту Москвы  в середине ноября.

news_top_970_100
Водолазы, проводившие работы по откачке воды с затонувшего теплохода, нашли его в носовой части судна. Поскольку воду еще не откачали, тело пока не подняли на сушу. Спасатели и следователи до сих пор выясняют обстоятельства случившегося, поэтому уголовное дело по факту возгорания на теплоходе еще не заведено.
Случилось так, что месяц назад я отправился в круиз именно из этого речпорта. Пресс-тур был посвящен безопасности речных путешествий. В течение 5 дней мы знакомились с тем, как обеспечивается безопасность пассажиров на воде. Шли мы на трехпалубном теплоходе «Н.А.Некрасов», полной копии злополучного «Сергея Абрамова». Оба теплохода построили в начале 1960-х годов в Чехословакии по одному проекту 16-37 («Октябрьская революция»). Проектировали их советские умельцы специально для волжских путешествий. Оба теплохода прошли полную модернизацию. Обязательно проходили проверки на безопасность, ежегодное освидетельствование Российского Речного Регистра. Так что можно с уверенностью говорить, что «Сергей Абрамов» в техническом и эксплуатационном отношении ничем не уступал нашему «Некрасову». Разве что владельцы у судов разные.
Главная опасностьВот тут начинается самое интересное. Журналисты в ходе пресс-тура больше всего интересовались у капитана теплохода Алексея Быкова и его помощников, что делать, если вдруг корабль пойдет ко дну?.. Опытные же речники (моряками они называют тех, кто ходит по морю) нам терпеливо объясняли: главная опасность, которая угрожает пассажирам, не от воды, а от неосторожного обращения с огнем. Тем не менее сразу, как только мы отплыли от причала Северного речного порта, по теплоходу объявили учебную тревогу. Мы все надели спасательные жилеты и вышли на палубу, где штурманы и помощники капитана каждому пассажиру отдельно объясняли, что нужно делать в случае тревоги настоящей.
Каждый теплоход укомплектован спасательными средствами в соответствии с современными требованиями – спасательными шлюпками и плотами, в количестве, превышающем максимальную вместимость судна. Спасательные средства проходят ежегодные испытания и освидетельствование государственными органами. Каждая каюта укомплектована спасательными жилетами с подробными иллюстрированными инструкциями. Плоты и шлюпки экипаж спускает на воду в течение 2 - 5 минут. Каждый матрос знает свой номер, на учениях отрабатывает свои действия. Так что пассажирам остается лишь выбежать на палубу. Оказалось, на современных судах и это сделать крайне просто – из любого помещения обязательно есть дополнительные выходы. А из каюты всегда можно выбраться через окно. Мы с коллегами-корреспондентами и это попробовали.
ОткрытияНадо сказать, впервые в жизни надевал на себя спасжилет. И ничего, сразу разобрался что к чему. Открытием для меня оказалось, пожалуй, лишь одно замечание инструктора: прыгая за борт (обязательно ногами вниз), полагается крепко держаться руками... за воротник спасжилета – иначе при вхождении в воду можно сильно травмировать челюсть. Вы этого не знали? Я тоже никогда не слыхал. В общем, 15 минут хватило, чтобы убедиться: одной-двух минут вполне достаточно, чтобы надеть жилет, взять с собой все необходимое и оказаться на палубе. На всякий случай мы повторили все свои действия на момент ЧП. Конечно, одно дело тревога учебная. В случае реальной опасности у многих может наступить шок, ступор...
Акул пера можно понять - после гибели «Булгарии» в июле прошло всего три месяца. Поэтому журналисты интересовались у капитана Быкова, как он может прокомментировать крушение в Куйбышевском водохранилище? Алексей Анатольевич был немногословен, однако подчеркнул: «Непонятно, как вообще такое могло произойти, да к тому же так быстро! Какое-то невероятное стечение обстоятельств».
Злой рокСолидарен с ним был и другой капитан. На стоянке в Угличе к нашему борту пришвартовался двухпалубный теплоход «Василий Чапаев», как и «Н.А.Некрасов», принадлежащий компании «Инфофлот». Поэтому организаторы пресс-тура устроили для журналистов экскурсию на «Чапая». Там мы поговорили с капитаном Уралом Ямалетдиновым более подробно, тем более, тот хорошо знал двухпалубную «бедную родственницу». Напомним, до 2010 года «Булгария» носила название «Украина» и была, как и «Василий Чапаев», приписана к Волжскому пароходству. Урал Фауатович уверен, как и Быков, что теплоход на Волге при любой волне и ветре так быстро затонуть не в состоянии. В профессионализме и компетентности казанца Александра Островского коллеги ничуть не сомневаются - опытный капитан «Булгарии» до последнего вел судно на спасительную отмель, не хватило, может быть, 15 - 20 секунд... Нам Ямалетдинов даже показывал в рубке лоцманские карты того места на Волге - в 2560 м от берега, у села Сюкеево Камско-Устьинского района: на карте черным крестом отмечено место гибели казанцев...
Капитаны судов, несущие персональную ответственность за безопасность пассажиров, строго выполняют все предписания по ограничениям по высоте волны, движению в условиях низкой видимости и всегда жестко придерживаются указаний диспетчерского аппарата. Вряд ли Александр Островский понадеялся на авось, такую возможность Быков и Ямалетдинов, знавшие казанского коллегу, категорически отвергли.
Два капитана сходятся в одном – того, что случилось с «Булгарией», просто не может быть! Даже у накренившегося судна, причем при метровой волне, запас плавучести остается большой. Речь не идет о 5 - 10 минутах, теплоход должен держаться на плаву гораздо дольше. Но коли ушла «Булгария» на дно так быстро - это какой-то злой рок, «просто невероятное невезение». Конечно, мы не могли упустить возможности не обойти обе палубы «Чапаева», внешне очень похожего на погибшую «Булгарию». И снова убедились, современный теплоход, даже если он построен в середине 50-х, в смысле плавучести и устойчивости достаточно надежен. Не случайно о трагедиях на воде мы ничего не слышим начиная с 1983 года.
ИсторияЧто касается речных судов, тут нам действительно не везет. Дело в том, что практически весь речной флот на Днепре, Неве, Двине и Волге был уничтожен вражеской авиацией в годы Великой Отечественной войны. А после войны в СССР пассажирских судов практически не строили, поручая это хлопотное дело друзьям по соцлагерю – ГДР, Чехословакии, Польше, Венгрии... Наши кораблестроители с 1959-го по 1965 год собрали лишь 55 двухпалубных судов - копий злополучной «Булгарии», все они получили названия рек... Ныне ни одно из них уже не существует. В лихие 90-е многие суда отправили на металлолом. Пассажирское судоходство практически прекратилось... 
Но грянули «нулевые» 2000-е, и выяснилось, что иностранные туристы очень любят путешествовать из Петербурга в Москву на белоснежных четырехпалубных пароходах. Круизы по Волге возобновились. Сейчас по рекам России ходит около 130 теплоходов, самое новое из них судно построено 10 лет назад. С тех пор на верфях не заложен ни один киль. Ни одна судоходная компания сегодня не может себе позволить новые суда, а госпрограммы по развитию речного судоходства в Российской Федерации никогда не существовало. Вот вам и результат – сначала «Булгария», потом «Сергей Абрамов»...
Опасный окурокРечники как в воду глядели, когда уверяли нас, что огонек от непотушенной сигареты для теплохода куда страшнее, чем любая пробоина! Не случайно на «Некрасове» нас особо инструктировали, что курить (даже в октябрьский вечерний холод) на теплоходе можно только на открытых палубах и лишь в местах, где стоят урны-пепельницы. И предупреждали: окурки ни в коем случае нельзя бросать за борт! Дело в том, что на поверхности воды всегда может оказаться маленькое пятнышко нефти или солярки. Конечно, должно случиться «просто невероятное совпадение», чтобы то пятнышко оказалось связанным тонкой разноцветной ниточкой с маленькой струйкой, что истекает (не дай Бог!) из баков теплохода, сухогруза или танкера, проходящего мимо... Однако теоретически такая возможность существует. Рванет – мало никому не покажется. Для меня это тоже стало открытием.
ОтметилиПрактически все судоходные компании, в том числе и СК «Цезарь Трэвел», завершили навигацию. Видимо, расслабилась команда «Сергея Абрамова». По официальной версии, озвученной начальником пресс-службы ГУ МЧС по Москве Евгением Бобылевым, пожар на теплоходе начался около четырех утра из-за проблем с электропроводкой. По другим источникам, кто-то из команды мог заснуть с непотушенной сигаретой. «Сергей Абрамов» накануне встал на якорь, превратившись на зиму из круизера в отель. По такому случаю на борт поднялись гости. Видимо, решили отметить окончание навигации. Говорят, что четверо туристов прыгнули в воду, спасаясь от огня, их из реки доставали спасатели. Из опасной зоны были спасены пять человек. В результате пожара пострадали четыре человека. Остальные покинули корабль до прибытия пожарных и спасателей.
На борту сгоревшего теплохода «Сергей Абрамов» найден механик теплохода 33-летний Алексей Шаталин, сообщает dp.ru. В тяжелом состоянии он доставлен в реанимацию. Вечером было обнаружено и тело погибшего моториста. Руководитель ГУ МЧС по Москве Игорь Куряков сообщил, что тот был заперт в пятой каюте, которую спасатели не открыли во время эвакуации.
Кстати Полвека для речсудна – отнюдь не старость. По Северной Двине до сих пор ходит колесный пароход «Гоголь», построенный в 1911 году – ровно сто лет назад! И ничего, раритет пользуется успехом у туристов.
КстатиСудоходная компания «Цезарь Трэвел» работает с туристами с 2002 года. Владеет четырьмя судами - «Сергей Абрамов», «Президент», «Илья Муромец», «Цезарь», полностью модернизированными в 2003 - 2004 годах. Владелец теплохода «Сергей Абрамов» заявил, что хочет восстанавливать судно, которое назвал своим именем.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100