В этом году в районе Мастрюковских озер вместе с ними у костра и с гитарой в руках наш корреспондент. Как изменилось движение менестрелей, возникшее на заре романтичных 60-х? Об этом репортаж с музыкального форума, прошедшего под девизом: «Поэзия. Гитара. Голос».
Роскошная панорама Жигулевских гор, тихие Мастрюковские озера... Кто выбирал эти места для песенного фестиваля, знал толк в поэзии природы, имя ему – турист. 60-е годы прошлого века отметились в истории романтикой, вызвавший отклик в песне, поначалу называвшейся туристской, а уже затем получившей название бардовской. Причем это была еще домагнитофонная эпоха и любимые песни просто аккуратно переписывались в рукописные сборники, а потом их распевали на туристических слетах и в компаниях. Трагедия на сибирской реке Уде, где студент Куйбышевского авиационного института Валерий Грушин погиб, спасая детей, потрясла его друзей.
И в память о нем вот уже более 40 лет проводится теперь уже знаменитый Грушинский фестиваль под Самарой, в этом удивительной красоты месте.
И как всегда, самые интересные выступления порой звучали не только со сцены, а просто у костра, в небольшом кругу друзей и слушателей.
И никаких барабанов!
По решению худсовета фестиваля, на его площадках «запрещено использование барабанных установок, электроинструментов и синтезаторов». Только акустическая музыка.
Но на неофициальной поляне культурного движения «Междуречье» довелось услышать удивительно легкий русский регги с ироничными текстами в исполнении ансамбля «Пятый угол», вслед за ними к слушателям вышли девушки коллектива «Птица Тылобурдо» с современными обработками русского фольклора и тоже получили громкие и искренние аплодисменты.
Кстати, несколько лет назад на фестивале вместе с бардами выступили и рок-команды. Попытку объединить в одной упряжке коня и трепетную лань старожилы оценили как «Не формат!». Так что Юрий Шевчук, «Алиса» и Гребенщиков недавно отлично отыграли на другом, соседнем фестивале «Рок над Волгой». Каждому свое, точнее – свою аудиторию.
Интернет в помощь барду
Впрочем, патриархальные устои бардовского движения все же поддаются времени. Одно из новшеств «Груши-2009»: прослушивание претендентов на участие в финальном концерте фестиваля через интернет. Желающие присылали видеоролик и жюри после знакомства с представленным песенным материалом допустило лучших к участию в заключительном туре. Кстати, члены жюри, среди которых как и маститые самодеятельные авторы, так и начинающие таланты, в ходе прослушивания дают конкурсантам небольшие мастер-классы: кому-то стоит обратить внимание на музыкальную составляющую, а кому-то – поработать тщательней над словом.
Ребенок песне не помеха
В числе других плюсов сервиса организаторов – многочисленные биотуалеты, так что кусты местных окрестностей от нашествия многотысячной армии поклонников бардовской песни не пострадали. То тут, то там в течение дня дымились ароматом шашлыков мангалы, уха неторопливо докипала над кострами, но готовить сами люди стали реже – на территории открылось много точек неплохого общепита на разные вкусы.
Взвейтесь кострами, синие ночи...
Апофеоз праздника - финальный концерт. Для этого у берега озера традиционно возводят огромную сцену в виде гитары: наверняка эту картинку видели многие, даже не бывавшие на Грушинском. Зрительские места - в естественном амфитеатре на горе. Песенный марафон завершился ранним утром. Среди его победителей есть и наши земляки: в детско-юношеском конкурсе, в номинации «Ансамбли». Первое место в старшей группе жюри присудило коллективу «Ночной костер» из Нижнекамска.