В ноябре и декабре прошлого года в абонентских пунктах компании «Газпром трансгаз Казань» наблюдался полный аншлаг. Коридоры всех пунктов были забиты людьми по принципу сельди в бочке. Остаточные явления в виде громадных очередей наблюдались и в январе этого года. Что же вызвало такой ажиотаж в казанских офисах? Незадолго до этого в СМИ появилась информация о том, что жителям республики надо как можно быстрее перезаключить договор на техническое обслуживание газового оборудования. А кому-то и на поставку газа в жилое помещение.
Дело в том, что 1 сентября 2023 года вступил в силу Федеральный закон №71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении РФ» и Жилищный кодекс РФ». Согласно ему, теперь проводить техобслуживание оборудования может только газораспределительная организация, которая и поставляет природный газ в дома. Для Татарстана это только одна организация - «Газпром трансгаз Казань». Да и в других регионах поставки газа для жителей обычно осуществляет монополист - «Газпром».
Татарстанцы испугались штрафов и отключения газа в квартирах и домах. Поскольку первоначально информация была подана так, что можно было подумать: не переоформишь договор до Нового года - получишь штраф.
Правда, вскоре газовщики пояснили: штраф и отключение от газоснабжения - это крайняя мера, которая применяется только в отношении лиц, сознательно саботирующих процесс перезаключения договора. В компании заявили, работа по перезаключению договора будет продолжена в этом году. Кроме того, было объявлено, что подать документы в электронном виде можно на адрес электронной почты районной газовой службы. Его можно найти на официальном сайте компании «Газпром трансгаз Казань».
В результате этой разъяснительной работы абонентские пункты почти опустели. Но некоторые вопросы все-таки остались.
Самый главный вопрос, который задают жители: а почему нельзя перезаключить договор в процессе обхода квартир и домов мастерами газовой службы? В большинстве случаев проверка оборудования занимает не более пяти минут, и дополнительная нагрузка вряд ли сильно повлияет на работу мастеров. Вопрос остается риторическим.
Кроме того, в редакцию регулярно обращаются читатели, которые рассказывают о том, как они перезаключали договор. Некоторые из них опасаются передавать ксерокопии своих паспортных данных, а также документов, подтверждающих право собственности на жилье. А их обязательно требуют при перезаключении договора. И именно поэтому всех посетителей просят подписать согласие на обработку персональных данных. Опасения читателей не совсем беспочвенны. Особенно в наш век, когда чуть ли не из каждого утюга предупреждают: не оставляйте свои личные данные сторонним организациям - ими могут воспользоваться мошенники. Да и список необходимых документов, честно говоря, вызывает недоумение. Зачем, к примеру, газовщики требуют выписку из домовой книги о количестве прописанных? Ведь количество газового оборудования не коррелирует с числом жильцов.
Помимо этого, читатели сообщили, что в абонентских пунктах не сразу после предоставления необходимого пакета документов выдают подписанный договор, а иногда просят подождать. Ожидание может, по их словам, растянуться буквально на месяцы. И это при том, что в самой газовой компании сильно торопили граждан.
Корреспондент «КВ» лично отправился в абонентский отдел компании «Газпром трансгаз Казань», что расположен в здании по ул. Московской, 64, чтобы посмотреть, что там да как. Из абонентского отдела его вежливо послали в кабинет №114. Именно здесь, в диспетчерской службе, переоформляют договоры на поставку газа и техобслуживание газового оборудования.
Очередь из двух женщин рассосалась перед корреспондентом «КВ» в течение примерно 10 минут. В самом кабинете сотрудница пояснила: можно не торопиться с переоформлением договора, никаких окончательных сроков подачи документов не знают даже сотрудники компании. Тем более речь на данный момент не идет ни о каких штрафах.
Корреспонденту «КВ» пообещали, что подпишут договор прямо в день подачи документов. На его сомнения насчет долгих ожиданий подписанного договора сотрудница ответила, что случаи бывают разные и надо рассматривать каждый отдельно. Но в самых трудных из них, по ее словам, ожидание не превышает месяца.
А вот на вопрос «Зачем сдавать на руки персональные данные?» последовал ответ чисто бюрократический: мол, начальство с нас требует.
В общем, все не так плохо, как кажется. Но поспешить с переоформлением договора все же стоит, пока нет очередей и санкций.