Значение слова со временем может измениться до неузнаваемости. Когда-то под пиратством подразумевали морской разбой. В наши дни это слово чаще означает нелегальное использование и продажу интеллектуальной собственности. Говоря проще, распространение фильмов, программ, игр, книг и многого другого.
В разные времена в нашей стране к этому явлению относились по-разному.
Советские миллионеры
Во времена СССР пиратства интеллектуальной собственности практически не существовало.
Распространением книг, фильмов и музыки занимались государственные организации, аналогично дела обстояли с театром и концертами. Писатели получали за свои книги солидные гонорары. Поэты-песенники, композиторы, драматурги получали вознаграждение за каждый концерт или спектакль. Да что там говорить, своя копеечка им капала даже за исполнение популярных песен на южных курортах разнообразными ВИА.
Такое положение делало представителей творческой элиты одними из самых богатых людей страны, особенно если брать в расчет исключительно официальные доходы.
Ларьки и прищепка на носу
Нелицензионное распространение фильмов в стране началось в конце перестройки. Во второй половине 1980-х в СССР стали чаще появляться видеомагнитофоны, на которых и смотрели пиратские фильмы. Впрочем, техника эта оставалась дорогой, потому простые люди обычно посещали видеосалоны, где на небольших телеэкранах демонстрировали американские боевики.
С началом 90-х явление становилось все более массовым, при этом лицензионных копий в стране почти не продавалось. Особенно россиянам тот период запомнился одноголосыми переводами фильмов с характерным гнусавым голосом. Шутили, что диктор записывал их с прищепкой на носу, чтобы не попасться КГБ.
На самом деле занимались такими переводами настоящие профессионалы своего дела, но не актеры озвучания, а переводчики-синхронисты. Они просто смотрели фильм и переводили его в реальном времени, используя недорогие микрофоны. За день могли сделать «дубляж» для нескольких кинокартин. Такой конвейерный подход был характерен для пиратства - зарабатывал тот, кто первым выпустит массовый продукт на рынок.
В то же время по всей стране расплодились как грибы после дождя ларьки и радиорынки, на которых продавали не только видеокассеты, но и музыку на кассетах поменьше, а также первые в стране пиратские видеоигры. Иностранные производители тогда закрывали на это глаза, не считая наш рынок заслуживающим внимания. Вплоть до середины первого десятилетия 2000-х игры в России оставались преимущественно пиратскими, с низким качеством перевода. Официальные издатели в нашей стране пытались продавать свою продукцию по цене пиратской, но это не принесло особого успеха.
Аналогично ситуация обстояла и с музыкой. В западных странах артисты преимущественно зарабатывали с продажи своих альбомов, а концертные туры использовали обычно для пиара и общения с фанатами. У нас все обстояло ровно наоборот. Блестящий альбом мог почти не принести денег авторам и издателям, ведь доходы перехватывали пираты. Но песни, ставшие популярными, делали хорошую рекламу, благодаря которой музыканты зарабатывали на концертах.
Анархия и порядок интернета
Появление массового интернета в стране только усугубило ситуацию. Если прежде пиратам было необходимо произвести физическую копию продукта, то с переходом в «цифру» задача упростилась. Многие распространители нелицензионного контента даже не пытались заработать на этом.
Всему виной вольница интернета того времени. Его пользователи открыто постулировали, что информация должна распространяться свободно и общедоступно. Проще говоря, фильм как бы не украден, а просто взят у друга для просмотра.
Впрочем, длилось это не слишком долго. Со временем российский рынок интеллектуальной собственности стал расти и становиться интересным для крупных игроков. Пожалуй, первой ласточкой перехода к цивилизованной модели стало появление крупных дистрибьюторов цифровых книг. Довольно быстро они через суды вынудили удалять пиратские копии издаваемых книг. И почитать новый роман в интернете стало куда сложнее.
Подобным образом ситуация обстоит и с продажей фильмов, сериалов и книг. Россияне стали охотнее платить за них, и тому есть причина. В стране появились доступные и удобные сервисы по их распространению, в то время как использование пиратского контента, пусть и бесплатно, часто напоминает танцы с бубном.
Черный флаг санкций
Однако обратный процесс во многом запустили западные санкции. Россиянам становится все сложнее легально использовать многие сервисы. Им приходится пользоваться иностранными картами для оплаты, использовать разные хитрости, чтобы выглядеть жителями других стран. Очевидно, что такой подход подтолкнет россиян обратно к пиратской модели потребления.
Доходит до обидного, когда жителям нашей страны отказывают в удовольствии приобщиться к мировой классике. Так, во многих российских театрах были вынуждены снять спектакли, которые шли в них десятилетиями. Всему виной авторы пьес или обладатели прав на них, которые запретили ставить их в России.