В свое время транспортные карты облегчили оплату проезда. Существовала скидка за оплату по ТК, которая мотивировала людей пользоваться ими. Но за 15 лет система не обновилась, тарифы карты оказались невыгодны пассажирам.
С 2022 года цены за проезд при оплате ТК и любой банковской картой сравнялись, что привело к полной утрате функциональности карты. Как говорит Дмитрий Сагдеев, эксперт в городской среде Казани, автор Telegram- канала «Кояш Urban Media» и админ канала «Казан Урбанчы», само АО «Транспортная Карта» стало прокладкой между пассажирами и перевозчиками.
«Согласно нашему источнику в транспортной отрасли, все платежи, которые пассажиры совершают по банковским картам в салоне наземного транспорта, идут через сервера АО «ТК», которая имеет примерно 3% от транзакций. Именно таким образом ТК зарабатывает деньги в условиях снижения интереса к самим картам из-за отсутствия выгоды», – отметил Сагдеев.
Что снижает интерес к «Транспортной карте» по мнению урбанистов:
-
Отсутствие удобной сети пунктов пополнения
На почте можно пополнить только за наличные. В терминалах в метро есть ПО, которое не состоянии само перенести считанный номер карты в программу, из-за чего приходится забивать его вручную. Газетные киоски искать нужно специально, так как крупных надписей, какие из них именно пополняют ТК, на них нет.
«Закрытие пунктов «Супермаркет платежей» привело к тому, что стало невозможным пользоваться отделениями почты по назначению в конце месяца из-за наплыва льготников, которым нужно пополнить ТК», – добавил Дмитрий.
-
Невозможность онлайн-пополнения пересадочных тарифов
Единственная реальная модернизация системы за эти 15 лет не позволяет одновременно записать более 10 поездок.
«В Татарстане что, нет нормальных разработчиков?», – негодует эксперт.
-
Непривлекательные безлимитные тарифы
Такие тарифы выгодны только для тех, кто ездит с пересадками каждый день, включая выходные. Так, безлимитный проезд на все виды городского транспорта, включая 50 поездок на метро стоит 2,8 тыс. рублей на месяц.
-
Неудобное разделение тарифов на 100 поездок по видам транспорта.
«Это является абсолютно бредовым решением при интеграции всех видов транспорта в условиях города», – заметил Сагдеев.
При этом безлимит на трамвай+троллейбус стоит на 700 рублей дешевле, чем 100 поездок на каждом виде транспорта в отдельности.
-
Валидаторы, которые работают плохо
«Валидаторы сначала долго определяют тип карты, а потом секунд 10 проводят транзакцию, что приводит к тому, что в часы пик многие люди выходят из транспорта, когда до них еще не успел дойти кондуктор. Ни в одном другом городе России нет такого медленного ПО. Ни в одном!» – комментирует Дмитрий.
-
Постоянные отказы системы
Сбои при сичтывании валидтарми карт в казанском транспорте регулярны. Продолжаются они 1-2 часа. За февраль такое произошло как минимум дважды, приводят к невозможности оплаты банковскими картами и скандалам в транспорте, говорит наш собеседник.
Критика привела редакцию «Казан Урбанчы» к следующим предложениям для улучшения системы:
- Создать развитую сеть пунктов пополнения в разных сетях прессмаркетов, автоматы с современным программным обеспечением на всех крупных остановочных пунктах, прямо на улицах.
- Создать удобное онлайн-пополнение без «плясок с бубном» и на любое количество поездок.
- Ввести удобные тарифы, позволяющие экономить тем, кто ездит часто, а также с пересадками.
- Разработать тарифы на 30, 50, 100 поездок без разделения по видам транспорта по цене ниже базового, а также пересадочные тарифы на 60 и 90 минут на все виды транспорта.
- Разместить в транспорте современные валидаторы с быстрым ПО и скоростной связью.
- Предусмотреть возможность автоматического перевода валидаторов в оффлайн-режим на случай отказа.
«Если же Татарстан с его развитой IT-индустрией не в состоянии родить нормально работающий продукт для граждан, в чем мы сильно сомневаемся, то можно пригласить одного из федеральных игроков. Но оставлять как есть — не уважать людей», – заключил Дмитрий Сагдеев.