«Оставлять как есть — не уважать людей»: урбанисты раскритиковали казанскую транспортную карту

Вот уже 15 лет прошло с тех пор, как в Казани запустили систему оплаты общественного транспорта «Транспортная карта». И если раньше люди получали выгоду от ее использования, то сейчас от нее нет никакого толка. Своим мнением с нами поделился эксперт в городской среде Казани Дмитрий Сагдеев.

news_top_970_100

В свое время транспортные карты облегчили оплату проезда. Существовала скидка за оплату по ТК, которая мотивировала людей пользоваться ими. Но за 15 лет система не обновилась, тарифы карты оказались невыгодны пассажирам.

С 2022 года цены за проезд при оплате ТК и любой банковской картой сравнялись, что привело к полной утрате функциональности карты. Как говорит Дмитрий Сагдеев, эксперт в городской среде Казани, автор Telegram- канала «Кояш Urban Media» и админ канала «Казан Урбанчы», само АО «Транспортная Карта» стало прокладкой между пассажирами и перевозчиками.

«Согласно нашему источнику в транспортной отрасли, все платежи, которые пассажиры совершают по банковским картам в салоне наземного транспорта, идут через сервера АО «ТК», которая имеет примерно 3% от транзакций. Именно таким образом ТК зарабатывает деньги в условиях снижения интереса к самим картам из-за отсутствия выгоды», – отметил Сагдеев. 

«Все платежи, которые пассажиры совершают по банковским картам в салоне наземного транспорта идут через сервера АО «ТК», которая имеет примерно 3% от транзакций»

Фото: © Владимир Васильев

Что снижает интерес к «Транспортной карте» по мнению урбанистов:

  1. Отсутствие удобной сети пунктов пополнения

На почте можно пополнить только за наличные. В терминалах в метро есть ПО, которое не состоянии само перенести считанный номер карты в программу, из-за чего приходится забивать его вручную. Газетные киоски искать нужно специально, так как крупных надписей, какие из них именно пополняют ТК, на них нет.

«Закрытие пунктов «Супермаркет платежей» привело к тому, что стало невозможным пользоваться отделениями почты по назначению в конце месяца из-за наплыва льготников, которым нужно пополнить ТК», – добавил Дмитрий. 

  1. Невозможность онлайн-пополнения пересадочных тарифов

Единственная реальная модернизация системы за эти 15 лет не позволяет одновременно записать более 10 поездок.

«В Татарстане что, нет нормальных разработчиков?», – негодует эксперт.

  1. Непривлекательные безлимитные тарифы

Такие тарифы выгодны только для тех, кто ездит с пересадками каждый день, включая выходные. Так, безлимитный проезд на все виды городского транспорта, включая 50 поездок на метро стоит 2,8 тыс. рублей на месяц. 

  1. Неудобное разделение тарифов на 100 поездок по видам транспорта. 

«Это является абсолютно бредовым решением при интеграции всех видов транспорта в условиях города», – заметил Сагдеев. 

При этом безлимит на трамвай+троллейбус стоит на 700 рублей дешевле, чем 100 поездок на каждом виде транспорта в отдельности.

  1. Валидаторы, которые работают плохо

«Валидаторы сначала долго определяют тип карты, а потом секунд 10 проводят транзакцию, что приводит к тому, что в часы пик многие люди выходят из транспорта, когда до них еще не успел дойти кондуктор. Ни в одном другом городе России нет такого медленного ПО. Ни в одном!» – комментирует Дмитрий.

  1. Постоянные отказы системы 

Сбои при сичтывании валидтарми карт в казанском транспорте регулярны. Продолжаются они 1-2 часа. За февраль такое произошло как минимум дважды, приводят к невозможности оплаты банковскими картами и скандалам в транспорте, говорит наш собеседник.

 Фото: © Салават Камалетдинов

Критика привела редакцию «Казан Урбанчы» к следующим предложениям для улучшения системы:

  1. Создать развитую сеть пунктов пополнения в разных сетях прессмаркетов, автоматы с современным программным обеспечением на всех крупных остановочных пунктах, прямо на улицах.
  2. Создать удобное онлайн-пополнение без «плясок с бубном» и на любое количество поездок.
  3. Ввести удобные тарифы, позволяющие экономить тем, кто ездит часто, а также с пересадками.
  4. Разработать тарифы на 30, 50, 100 поездок без разделения по видам транспорта по цене ниже базового, а также пересадочные тарифы на 60 и 90 минут на все виды транспорта.
  5. Разместить в транспорте современные валидаторы с быстрым ПО и скоростной связью.
  6. Предусмотреть возможность автоматического перевода валидаторов в оффлайн-режим на случай отказа.

«Если же Татарстан с его развитой IT-индустрией не в состоянии родить нормально работающий продукт для граждан, в чем мы сильно сомневаемся, то можно пригласить одного из федеральных игроков. Но оставлять как есть — не уважать людей», – заключил Дмитрий Сагдеев.

news_right_column_240_400