«Увидев ее состояние, я заплакала»: в Кукморском районе РТ началась реконструкция 200-летней мечети

В год 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией возобновляются работы на объекте культурного наследия – мечети, которая была построена в 1791 году в селе Маскара.

news_top_970_100

Мечеть – уникальный памятник, типичный образец культовой татарской архитектуры конца 19 века, говорят специалисты. На сегодняшний день внутри здания сохранилась уникальная роспись. Год постройки датируется 1791-1793 годами. Храм был воздвигнут на средства Габдуллы Утямышева, родоначальника широко известной купеческой династии, который за свою жизнь построил несколько десятков мечетей в селениях Казанской и Вятской губерний.

Центр исламского образования в селе Маскара

В Маскаре у меценатов были свои мануфактуры, что позволило селу стать культурным и промышленным центром территории, а построенный дом для богослужения – одним из лучших образцов городского типа мечетей. В 1973 году в ней был совершен первый намаз.

Одним из первых имамов этой мечети был ахун Мухаметрахимбин Юсуф-Аль-Ашити, который был известным педагогом по всему Поволжью. В конце 19 века приход мечети составил около 200 верующих мужского пола. В это же время Маскара становится крупным центром мусульманского образования. При первом приходе действовало медресе, где обучались известные богословы и общественные деятели, среди них Курсави Абу Наср (Габденнаср), С. Марджани (отец Шигабудтина Маржани), Усманов Хайрулла (создатель и руководитель медресе «Усмания»).  

 

Фото: © Екатерина Филатова

С 18 марта в мечети начинаются активные восстановительные работы. Председатель Комитета Татарстана по охране объектов культурного наследия Иван Гущин сообщил, что проводится на собранные благотворителями средства. 

«По планам над мечетью в этом году идут общестроительные работы: укрепление фундамента и стен, гидроизоляция, вопросы с водоотведением, с приспособлением объекта. От хазрата получили определенное техническое задание, будет обустроена площадка и дом омовения. Сейчас первостепенная задача – привести здание в нормативное состояние, потому что на сегодняшний день оно находится в аварийном состоянии.  И она будет решена», – рассказал Гущин.

 

Фото: © Екатерина Филатова

«Крик души услышали»

Глава комитета сообщил, что будет создан «Наследие РТ», с помощью которого кукморский мухтасибат сможет продолжать собирать средства для реконструкции мечети. Он подчеркнул, что все работы будут проводиться под надзором комитета и с экспертизами. Траты тоже будут подробно освещаться, на сайте также укажут все имена благотворителей. Он выразил благодарность муфтию Татарстана за внимание к объекту: «Это был определенный крик души , и мы его услышали».

Камиль хазрат Самигуллин также был в мечети в день старта работ. Прочитав молитву, он обратился к хазратам: «Представим, что мечеть построили, обновили, что дальше? Как мы будем ее использовать, как она будет жить?» Этими словами он призвал подумать об использовании мечети после реконструкции. Муфтий подчеркнул, что все готовы помочь – принять, например, участие в субботниах или в восстановительных работах, где можно привлечь неспециалистов.

 

Фото: © Екатерина Филатова

Интересную историю поведала директор Кукморского краеведческого музея Лябуда Давлетшина: ранее в здании мечети была птицеферма, зерносклад, хранился дуст и даже спустя 20-30 лет этот запах никуда не делся. Лябуда Ахмедфидовна рассказала, что, когда мечеть в 1930-х закрыли, был разобран минарет. Мужчина, сделавший это, забрал жесть на телеге с лошадью. Во время этой поездки при переходе речки телега перевернулась, его же накрыло жестью, что привело к смерти. По словам Давлетшиной, в народе говорят, что все, кто разбирал минарет, скоропостижно уходили из жизни.

«Увидев, что нет ни окон ни дверей, я плакала от этого состояния, все стены были исписаны, в здании спал пьяный мужчина», – поделилась она. – В 1997 году я включила мечеть в архитектурные памятники республиканского значения, первый транш получила в 2003 году, суммы хватило только, чтобы поднять стену с одной стороны. В 2004 году из президентского фонда был выделен миллион, 467 тыс. ушли на подготовку проекта и покрыли крышу».

«Фундамент очень крепкий. Отсюда вышли большие ученые, и Алла бирса, в будущем они тоже  будут еще появляться. Если раньше было, почему в будущем не может быть?», – отметил Камиль хазрат.

news_right_column_240_400