- Анастасия Дмитриевна, каким, по-вашему, должен быть классный руководитель?
- Сейчас в школе на лидирующие позиции выходит воспитание. А раньше мы больше внимания уделяли учебе, предметам. Согласитесь, если мы воспитаны, то готовы обучаться. А если еще и хорошо взаимодействуем в треугольнике «родитель - ученик - школа» через основы воспитания, то и в предметной области результат будет хорошим.
- А в чем его главная роль?
- В первую очередь - воспитать хорошего человека и не забывать об этом в рутине повседневных дел. Мы не знаем, кем наши ученики будут через 10 лет, но изо дня в день нужно делать так, чтобы они были счастливы. Этому ощущению счастья невозможно научить. Нужно просто создавать в классе моменты, когда мы все вместе счастливы. Это возможно на совместных мероприятиях, родительских собраниях, в беседах, походах.
- Что, на ваш взгляд, отличает современную российскую школу от зарубежной?
- Аутентичность. Мы не такие, как зарубежные школы, наш менталитет совершенно другой. На мой взгляд, нужно придерживаться своих концепций, тех, что были придуманы нашими соотечественниками, а не поглядывать на западные тренды. Если копнуть глубже, то они основываются на наших педагогических трудах, которые почему-то нами забываются. Значит, нужно развивать наши традиции.
- Что хотели бы кардинально поменять в нашей образовательной системе?
- Хотелось бы создать единое образовательное пространство, а именно - чтобы образовательные программы по всем предметам шли параллельно и имели ссылку друг на друга. Например, изучать один и тот же век по литературе, истории и другим предметам, чтобы создавалась общая картина мира.
- Меняется ли в наше время роль учителя, у которого уже нет монополии на знание?
- Согласно госстандарту учитель немного сменил свою роль. Теперь мы - мотиваторы. Наша задача - мотивировать ученика найти информацию или ответ на свой вопрос. А мы должны быть рядом и помогать ему в этом.
- У вас есть свой секрет воспитания?
- Разглядеть в каждом ребенке то, что заложено природой именно в нем. Видеть детей не в массе, а отдельно каждого, учитывая его особенность и индивидуальность. Находить баланс между «Да, вас 32» и «Вы - 11а», но постоянно помнить, что класс состоит из личностей.
- Но педагоги жалуются на загруженность рутинной работой...
- Я поняла одну вещь: если чувствуешь, что тебя мало детям, нужно срочно все бросать и уделять им внимание. Когда в школе меня не было неделю, я занималась подготовкой к конкурсу, дети сказали: «Выпускаемся уже скоро, а вы все в этом «Учителе года». Я незамедлительно все отложила и объявила, что завтра мы едем на совместное мероприятие.
- В вашем классе есть забавные или нестандартные традиции?
- Мы очень любим веревочные конкурсы, преодоление каких-либо препятствий, например, в скайпарке. Каждый учебный год мы начинаем с них, это позволяет снова сплотиться. Из традиций - приглашение родителей на вечер «Герой нашего времени». На нем родители по очереди рассказывают о себе и своей профессии, что помогает детям профессионально ориентироваться либо открыть для себя своего одноклассника, чей родитель подготовил такую потрясающую презентацию. Сейчас у нас на первом месте учеба. Это тоже особенность. 11а - у меня очень умный класс. Ребята хороши по всем предметам, все хорошисты - как на подбор.
- Какие же они, современные дети?
- Они не хотят тратить себя просто так. Не скажу, что ими очень легко управлять. В плане траты своих сил они избирательны. И с ними можно только сотрудничать.
- Почему вы стали учителем?
- В детстве я клеила на телевизор скотчем листы А4 и обучала своего дедушку всему, что узнавала в школе. Мне всегда хотелось передавать кому-то свой опыт. Хотя, когда поступала в университет, думала: «Все что угодно, только не школа!» Страх был связан с тем, что профессия учителя не из самых престижных. Но теперь понимаю, что мы движемся в сторону модернизации. И учитель сейчас - конкурентоспособный, активный человек, с которым детям интересно и на которого они хотят быть похожими. Сейчас понимаю, что сделала правильный выбор. Если начинаешь карьеру с учительской профессии, приобретаешь такие универсальные навыки, что потом сможешь быть кем угодно.
- Что для вас значит победа в конкурсе такого уровня?
- Что я полезна, могу сотрудничать с детьми и побеждать с ними. Параллельно проходя через все конкурсные испытания, мы стали с ними еще сильнее.
- А что оказалось самым трудным?
- В немецкой поговорке говорится: Aller Anfang ist schwer - «Любое начало сложное». Сделать первый шаг всегда очень сложно. Но когда «локомотив» двинулся, ты просто ловишь волну, находясь в процессе, и оптимально быстро принимаешь решение. Начало было самым трудным, а потом даже удавалось получать удовольствие от процесса. Ведь это стимул к поиску, развитию, новым знаниям.
- Ученики болели за вас или тоже участвовали в конкурсе?
- Они с удовольствием помогали мне на районном этапе: делали поделки, снимали видеоролики. Брали у всей школы интервью на тему «Каким должен быть учитель года?» Я боялась просить ребят о помощи: ведь выпускной класс, большая нагрузка в виде пробников, ВПР и так далее. Но остаться безучастными они не смогли.
- Какой видите свою дальнейшую карьеру?
- Я чувствую, что нужны какие-то перемены. Возможно, это связано с конкурсом. Нужно получить психологическое образование, почитать или получить дополнительное образование в области менеджмента и управления людьми. Мы забываем, что классный руководитель - в первую очередь тоже руководитель. А все управленческие навыки, думаю, должны постоянно совершенствоваться.