О любимые сердцем обманы,
Заблужденья младенческих
лет!
В день, когда зеленеют
поляны,
Мне от вас избавления нет.Такое чувство, выраженное в стихотворении «Поздняя весна», зародилось в душе признанного классика русской пейзажной лирики ХХ века Николая Заболоцкого в один из весенних дней 1948 года. Любимая им пора была для него особой: 45-я в его жизни, отсчет которой он вел от Казани.
«Я был первым ребенком в семье и родился в 1903 г. 24 апреля (7 мая по новому стилю) под Казанью, на ферме, где отец служил агрономом», - напишет он в своем автобиографическом очерке «Ранние годы». Поэт гордился, что отец его Алексей Агафонович Заболотский (фамилия была изменена им в 1925 г. со вступлением на литературный путь) был одним из известных агрономов края, много сделавшим для развития земской агрономической службы. Он работал в частных имениях и экономиях Казанского уездного и губернского земств, пока не утвердился на показательной сельхозферме, организованной губернской земской управой в 1895 году и располагавшейся в пяти верстах от Казани, за Кизической подмонастырной слободой. Ферма имела свою маслобойню, теплицы, столярную, слесарную и кузнечную мастерские. А по отдельным отраслям сельского хозяйства она регулярно организовывала также курсы для земских учителей и крестьян.В начале лета 1902 года сюда приехала молодая учительница из Вятской губернии Лидия Андреевна Дьяконова. Здесь и произошло знакомство ее, приезжей скромной двадцатитрехлетней девушки, с тридцативосьмилетним Заболотским, ставшим к тому времени управляющим фермой. И когда Алексей Агафонович зашел к своему служащему Дьяконову просить руки его сестрицы Лидии, согласие было получено.После венчания новобрачные направились на наряженных лошадях в казенную квартиру Алексея Агафоновича на территории фермы. 24 апреля 1903 года у них родился первенец, сын. На следующий день счастливый отец повез новорожденного вместе с Лидией Андреевной крестить в Варваринскую церковь. Заболотским предстояло выбрать имя младенцу. По православному календарю намечался Никола вешний, весенний день памяти святителя Николая. Так в метрике Варваринской церкви за 1903 год под номером двадцать восемь появилась надпись: «Вятской губернии города Уржума мещанин Алексей Агафонович Заболотский и его законная жена Лидия Андреевна, оба православного вероисповедования, сын их Николай рожден апреля двадцать четвертого, крещен двадцать пятого».Супружеская жизнь Заболотских была нелегкой. Несходство характеров и взглядов на жизнь супругов нередко приводило к семейным размолвкам и ссорам. Между тем их семейство увеличивалось: 12 сентября 1905 года родилась дочь, получившая при крещении в Варваринской церкви имя Вера. Следом, 1 июля 1907 года, появился третий ребенок - девочка, названная при крещении в церкви пригородного села Сухая Река Марией.
В большие церковные праздники супруги Заболотские старались непременно посетить Кизический монастырь. Его окружали сосновый бор и березовая роща, озеро и пруд. Эта местность превратилась в желанный маршрут прогулок Лидии Андреевны с подрастающими детьми. Увиденные Колей восторженным взором составляющие прелесть родимой природы березы будут сопровождать его потом всю жизнь. Невидимыми нитями они окажутся связанными для него с личной и литературной судьбой, о чем он выскажется в стихотворении «В этой роще березовой» в 1946 году: В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких
ветвей, -
Спой мне, иволга, песню
пустынную,
Песню жизни моей.В зелени деревьев, кустарников и цветников утопал и деревянный двухэтажный дом, на первом этаже которого располагалась квартира Заболотских. Окна квартиры превратились для Коли в место наблюдения за погодой. Для Лидии Андреевны сделалось правилом на прогулки с детьми по ферме и окрестностям Кизического монастыря брать с собой книги для чтения, чаще всего народные и литературные сказки. Как у бывшей учительницы у нее возникло желание, чтобы ее малыши как можно быстрее научились читать и пристрастились к чтению. Таких же взглядов придерживался и Алексей Агафонович, который всерьез принялся за устройство домашней библиотеки.
В одну из поездок по делам в Казань Алексей Агафонович взял с собой подрастающего Колю сфотографироваться. Он выбрал для этого самое модное в городе центральное фотографическое ателье Соломона Фельзера на Воскресенской улице. Фотокарточку позже отец передаст повзрослевшему сыну, а запечатлевшаяся на ней хромовая обувь попадет в стихотворение Заболоцкого для детей «Хорошие сапоги».Отсюда было рукой подать до здания управы Казанского губернского земства, перед которым Заболотский держал ежегодный отчет о деятельности управляемой им фермы и состоянии школы при ней. В начале 1909 года здесь заслушали его выступление о проделанном за минувший год. Но новому губернскому агроному А.А.Юргенсу, кому по должности подчинялся Алексей Агафонович, отчет не понравился. Он нашел, что ферма неприбыльная и ей следует сократить расходы на содержание школы. Заболотский обратился за поддержкой в губернскую земскую управу. Но оттуда 15 февраля 1909 года последовало распоряжение о его отстранении от должности и определении страховым агентом по четвертому участку Мамадышского уезда, в село Кукмор. Алексей Агафонович глубоко переживал из-за случившегося. Тем тяжелее это было для семьи, в которой 17 марта 1909 года родился второй сын, Алексей. Он не переставал тосковать по прежней любимой работе. Через год на губернском земском собрании выяснилось, что Заболотский был прав в споре с Юргенсом, и все вернулось на круги своя. Но возвращение его туда уже не представлялось возможным. Понимая это, Алексей Агафонович решил перебраться в волостное марийское село Сернур, куда его семья переехала в феврале 1911 года.
Так завершилась младенческая часть детства будущего большого поэта, вобравшая казанские и кукморские годы. Отрочество и первые лета юности его пройдут в селе Сернуре и городе Уржуме Уржумского уезда Вятской губернии (ныне районные центры Республики Марий Эл и Кировской области), ставших для него поэтической родиной. В русскую поэзию он войдет после окончания педагогического института им. Герцена в Ленинграде как непревзойденный певец родной природы, встав в один ряд с поэтами Державиным, Боратынским и Тютчевым. Заболоцкий прославится также лучшим стихотворным переложением «Слова о полку Игореве». А большинству публики станет известным по любовной лирике. В родимой Казани побывать Заболоцкому больше не довелось, хотя она напоминала ему о себе не раз. В его поэзию постепенно вошли здешний зеленый шум леса, разноцветье полевых цветов, пышный осенний наряд природы, перелет птиц, первый снег, журчание талых вод. Как отметит поэт в стихотворении «Я воспитан природой суровой», родные места сыграли важную роль в формировании его личности:Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый
клинок.В его сердце навсегда поселилась грусть по местам казанского младенчества. В его лирике родился символический образ поэтической страны, названной им государством ромашек, краем чудес и живых растений, послужившей исходным образом родной природы вообще и большой Родины. Наряду с Казанью она вобрала в себя Сернур и Уржум, а также город Вятку, где состоялось его первое выступление в печати как начинающего литератора.
Николай Заболоцкий умер в 56 лет, 14 октября 1958 года, и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На его надгробии выбиты надпись «Поэт Н.Заболоцкий. 1903 - 1958» и силуэтное изображение как бы запечатлевших его улыбку растений.
Поэт пришел к убеждению, что человек не уходит навсегда в небытие, непременно обнаружит себя в природе, утверждая вечность жизни на земле. Я не умру, мой друг. Дыханием
цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую
душу
Корнями обовьет, печален
и суров.В нынешней Казани единственным местом, сохранившим память о поэте-земляке, является Варваринская церковь, где его крестили и нарекли именем Николая Чудотворца. Экскурсоводы с гордостью показывают ее приезжим туристам. А на месте бывшей губернской земской фермы, где родился поэт, теперь высятся корпуса нового микрорайона. Нет уже двухэтажного деревянного дома, в котором квартировали родители. Не осталось и следа от окружавших его деревьев, кустарников и цветников. Исчезли вместе с Кизической слободой сосновый бор, прозрачные озерца, монастырский рыбный пруд с купальней, церковно-приходская школа, часовня с колодцем и даже снившаяся ему березовая роща. От Кизического монастыря остался лишь главный корпус. А на месте монастырского кладбища разбит как бы в продолжение жизни поэта парк. В нем с весны расцветают цветы и поют соловьи. Сюда теперь устремляются поклонники поэзии Николая Заболоцкого, чтобы послушать мелодии «одиноко стоящих растений», «деревьев-виолончелей и деревьев-дудок», «говор листьев» и даже «хохот незабудок». Чтобы научиться смотреть на окружающую природу и мир глазами великого поэта.
Заблужденья младенческих
лет!
В день, когда зеленеют
поляны,
Мне от вас избавления нет.Такое чувство, выраженное в стихотворении «Поздняя весна», зародилось в душе признанного классика русской пейзажной лирики ХХ века Николая Заболоцкого в один из весенних дней 1948 года. Любимая им пора была для него особой: 45-я в его жизни, отсчет которой он вел от Казани.
Первый ребенок
«Я был первым ребенком в семье и родился в 1903 г. 24 апреля (7 мая по новому стилю) под Казанью, на ферме, где отец служил агрономом», - напишет он в своем автобиографическом очерке «Ранние годы». Поэт гордился, что отец его Алексей Агафонович Заболотский (фамилия была изменена им в 1925 г. со вступлением на литературный путь) был одним из известных агрономов края, много сделавшим для развития земской агрономической службы. Он работал в частных имениях и экономиях Казанского уездного и губернского земств, пока не утвердился на показательной сельхозферме, организованной губернской земской управой в 1895 году и располагавшейся в пяти верстах от Казани, за Кизической подмонастырной слободой. Ферма имела свою маслобойню, теплицы, столярную, слесарную и кузнечную мастерские. А по отдельным отраслям сельского хозяйства она регулярно организовывала также курсы для земских учителей и крестьян.В начале лета 1902 года сюда приехала молодая учительница из Вятской губернии Лидия Андреевна Дьяконова. Здесь и произошло знакомство ее, приезжей скромной двадцатитрехлетней девушки, с тридцативосьмилетним Заболотским, ставшим к тому времени управляющим фермой. И когда Алексей Агафонович зашел к своему служащему Дьяконову просить руки его сестрицы Лидии, согласие было получено.После венчания новобрачные направились на наряженных лошадях в казенную квартиру Алексея Агафоновича на территории фермы. 24 апреля 1903 года у них родился первенец, сын. На следующий день счастливый отец повез новорожденного вместе с Лидией Андреевной крестить в Варваринскую церковь. Заболотским предстояло выбрать имя младенцу. По православному календарю намечался Никола вешний, весенний день памяти святителя Николая. Так в метрике Варваринской церкви за 1903 год под номером двадцать восемь появилась надпись: «Вятской губернии города Уржума мещанин Алексей Агафонович Заболотский и его законная жена Лидия Андреевна, оба православного вероисповедования, сын их Николай рожден апреля двадцать четвертого, крещен двадцать пятого».Супружеская жизнь Заболотских была нелегкой. Несходство характеров и взглядов на жизнь супругов нередко приводило к семейным размолвкам и ссорам. Между тем их семейство увеличивалось: 12 сентября 1905 года родилась дочь, получившая при крещении в Варваринской церкви имя Вера. Следом, 1 июля 1907 года, появился третий ребенок - девочка, названная при крещении в церкви пригородного села Сухая Река Марией.
Знакомство с природой
В большие церковные праздники супруги Заболотские старались непременно посетить Кизический монастырь. Его окружали сосновый бор и березовая роща, озеро и пруд. Эта местность превратилась в желанный маршрут прогулок Лидии Андреевны с подрастающими детьми. Увиденные Колей восторженным взором составляющие прелесть родимой природы березы будут сопровождать его потом всю жизнь. Невидимыми нитями они окажутся связанными для него с личной и литературной судьбой, о чем он выскажется в стихотворении «В этой роще березовой» в 1946 году: В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких
ветвей, -
Спой мне, иволга, песню
пустынную,
Песню жизни моей.В зелени деревьев, кустарников и цветников утопал и деревянный двухэтажный дом, на первом этаже которого располагалась квартира Заболотских. Окна квартиры превратились для Коли в место наблюдения за погодой. Для Лидии Андреевны сделалось правилом на прогулки с детьми по ферме и окрестностям Кизического монастыря брать с собой книги для чтения, чаще всего народные и литературные сказки. Как у бывшей учительницы у нее возникло желание, чтобы ее малыши как можно быстрее научились читать и пристрастились к чтению. Таких же взглядов придерживался и Алексей Агафонович, который всерьез принялся за устройство домашней библиотеки.
Переезд
В одну из поездок по делам в Казань Алексей Агафонович взял с собой подрастающего Колю сфотографироваться. Он выбрал для этого самое модное в городе центральное фотографическое ателье Соломона Фельзера на Воскресенской улице. Фотокарточку позже отец передаст повзрослевшему сыну, а запечатлевшаяся на ней хромовая обувь попадет в стихотворение Заболоцкого для детей «Хорошие сапоги».Отсюда было рукой подать до здания управы Казанского губернского земства, перед которым Заболотский держал ежегодный отчет о деятельности управляемой им фермы и состоянии школы при ней. В начале 1909 года здесь заслушали его выступление о проделанном за минувший год. Но новому губернскому агроному А.А.Юргенсу, кому по должности подчинялся Алексей Агафонович, отчет не понравился. Он нашел, что ферма неприбыльная и ей следует сократить расходы на содержание школы. Заболотский обратился за поддержкой в губернскую земскую управу. Но оттуда 15 февраля 1909 года последовало распоряжение о его отстранении от должности и определении страховым агентом по четвертому участку Мамадышского уезда, в село Кукмор. Алексей Агафонович глубоко переживал из-за случившегося. Тем тяжелее это было для семьи, в которой 17 марта 1909 года родился второй сын, Алексей. Он не переставал тосковать по прежней любимой работе. Через год на губернском земском собрании выяснилось, что Заболотский был прав в споре с Юргенсом, и все вернулось на круги своя. Но возвращение его туда уже не представлялось возможным. Понимая это, Алексей Агафонович решил перебраться в волостное марийское село Сернур, куда его семья переехала в феврале 1911 года.
Ностальгия по Казани
Так завершилась младенческая часть детства будущего большого поэта, вобравшая казанские и кукморские годы. Отрочество и первые лета юности его пройдут в селе Сернуре и городе Уржуме Уржумского уезда Вятской губернии (ныне районные центры Республики Марий Эл и Кировской области), ставших для него поэтической родиной. В русскую поэзию он войдет после окончания педагогического института им. Герцена в Ленинграде как непревзойденный певец родной природы, встав в один ряд с поэтами Державиным, Боратынским и Тютчевым. Заболоцкий прославится также лучшим стихотворным переложением «Слова о полку Игореве». А большинству публики станет известным по любовной лирике. В родимой Казани побывать Заболоцкому больше не довелось, хотя она напоминала ему о себе не раз. В его поэзию постепенно вошли здешний зеленый шум леса, разноцветье полевых цветов, пышный осенний наряд природы, перелет птиц, первый снег, журчание талых вод. Как отметит поэт в стихотворении «Я воспитан природой суровой», родные места сыграли важную роль в формировании его личности:Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый
клинок.В его сердце навсегда поселилась грусть по местам казанского младенчества. В его лирике родился символический образ поэтической страны, названной им государством ромашек, краем чудес и живых растений, послужившей исходным образом родной природы вообще и большой Родины. Наряду с Казанью она вобрала в себя Сернур и Уржум, а также город Вятку, где состоялось его первое выступление в печати как начинающего литератора.
Место поклонения поэта
Николай Заболоцкий умер в 56 лет, 14 октября 1958 года, и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На его надгробии выбиты надпись «Поэт Н.Заболоцкий. 1903 - 1958» и силуэтное изображение как бы запечатлевших его улыбку растений.
Поэт пришел к убеждению, что человек не уходит навсегда в небытие, непременно обнаружит себя в природе, утверждая вечность жизни на земле. Я не умру, мой друг. Дыханием
цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую
душу
Корнями обовьет, печален
и суров.В нынешней Казани единственным местом, сохранившим память о поэте-земляке, является Варваринская церковь, где его крестили и нарекли именем Николая Чудотворца. Экскурсоводы с гордостью показывают ее приезжим туристам. А на месте бывшей губернской земской фермы, где родился поэт, теперь высятся корпуса нового микрорайона. Нет уже двухэтажного деревянного дома, в котором квартировали родители. Не осталось и следа от окружавших его деревьев, кустарников и цветников. Исчезли вместе с Кизической слободой сосновый бор, прозрачные озерца, монастырский рыбный пруд с купальней, церковно-приходская школа, часовня с колодцем и даже снившаяся ему березовая роща. От Кизического монастыря остался лишь главный корпус. А на месте монастырского кладбища разбит как бы в продолжение жизни поэта парк. В нем с весны расцветают цветы и поют соловьи. Сюда теперь устремляются поклонники поэзии Николая Заболоцкого, чтобы послушать мелодии «одиноко стоящих растений», «деревьев-виолончелей и деревьев-дудок», «говор листьев» и даже «хохот незабудок». Чтобы научиться смотреть на окружающую природу и мир глазами великого поэта.