День моего знакомства с ними оставил яркие впечатления. Уже на входе в ДК Менжинского слышались необыкновенные по своей красоте звуки татарских песен. Здесь, в малом зале ДК, теперь известном как Культурный центр МВД РТ, каждый вторник и четверг из всех районов Казани собираются на репетиции наши бабушки и дедушки - казанские пенсионеры. Им от 56 до 80 лет. Сюда они готовы прийти в дождь и вьюгу, метель, слякоть и жару, только бы увидеть друг друга, пообщаться и спеть. Вместе! Поэтому журнал посещаемости просто усыпан галочками дисциплинированных артистов. - Татары издавна любили собираться широким кругом и хором петь любимые песни. Здесь главное - желание, когда душа поет и чувствует мелодию, - размышляет худрук хора Ляйля Сафиуллина.
Как все начиналось? На одном из чаепитий, посвященном Дню пожилых людей, когда под гармонь была спета очередная песня, родилась мысль попробовать свои силы на сцене. Было это 1 октября 2011 года. Инициативная группа обратилась к руководителю Клуба пенсионеров Флюре Кофиатулловне Бибаевой с просьбой о создании хора, пообещав стараться и совершенствоваться в пении. Она идею одобрила, а сейчас всеми силами поддерживает. Ее подопечные добросовестно исполняют свое обещание. Понимают: сцена - это ответственность, а ее в музыке несешь за качество. Ляйля Сафиуллина признается: создание хора и ежедневные репетиции не сиюминутная блажь, а попытка своими силами решить проблему, которая уже который год не дает покоя ни ей самой, ни коллективу.- Значение хоровой самодеятельности в нашей жизни парадоксальным образом сочетается с непонятным для меня современным к нему отношением, - признается Ляйля Маратовна. - Хор - не что иное, как основа всей музыкальной культуры народа. Но сейчас развития этого направления в Казани нет. Десять мужчин и два десятка женщин единогласно ее поддерживают. Когда зал наполняется чистым переливом голосов, сложно поверить, что этот хор не профессиональный. А его участников с музыкой связала сама жизнь. Ляйля Сафиуллина мечтала стать дирижером, но такой возможности не представилось. Зато полученные благодаря хору Дворца пионеров, куда Ляйля записалась в 12 лет, музыкальные основы использует, что называется, по полной. Беспокоясь о музыкальной грамотности каждой исполняемой песни, куплет за куплетом осваивая новый репертуар, она неустанно занимается со своими подопечными. Помогает ей в этом музыкальный руководитель, концертмейстер, аккомпаниатор Николай Акатьев. Закончив Нижнекамское музыкальное училище, он с 1974-го по 1992 год не расставался с музыкой, шесть лет руководил оркестром Польши. После распада СССР к музыке не возвращался два десятка лет. Лишь в 2011 году пропитанные душевной теплотой и жизненным опытом голоса пенсионеров заставили его снова взять в руки баян. - К произведениям мы стараемся найти свой подход, обработать их в нестандартной манере. У нас свой стиль исполнения, который выделяется на фоне современных коллективов, делающих прежде всего шоу, - рассуждает Николай Акатьев. Обычно репетиция длится несколько часов: сначала распевка, потом исполнение. В концертные дни хор «Казанские татары» полчаса распевается, а потом два часа выступает перед своими верными зрителями. За первый год коллектив успел выступить 23 раза как на собственных концертах, так и на встречах с коллегами. Сценарий каждого концерта формируется под руководством ведущей Гульсиры Снегиревой. Она уже давно подобрала ключевые слова, которые с абсолютной точностью передают характер каждого номера хора и сольных партий его участников. Наперебой певицы делятся своими впечатлениями. Для них хор - отдых, дающий душевное спокойствие, источник вдохновения, сил и радости самореализации. Времени для посиделок возле телевизора у них нет. Пока внуки на учебе, бабушки на репетициях. Многие из малого зала клуба Менжинского перемещаются в аудитории университета третьего возраста. Все эмоции в емкую мысль объединила староста хора Флера Тухватуллина: - Главное сегодня - то, что нас признали. У нас есть свой зритель, который ждет. А слышать аплодисменты и чувствовать благодарность важнее всего.В начале года был дан старт республиканскому фестивалю самодеятельных исполнителей среди ветеранов Татарстана «Балкыш» («Сияние»). В нем участвовал и хор «Казанские татары». В музыкальном багаже коллектива и татарские народные песни, и композиции, в которых соединились музыка и стихи известных композиторов и поэтов. Жемчужиной коллекции по праву считается гимн «Казанских татар» «Мин яратам сине, Татарстан!» Только вот богатое содержание остается без соответствующей формы - национального костюма. Такие наряды - дело затратное, пока их заменяет скромный «белый верх-черный низ». Но, слыша голоса бабушек и дедушек, для которых песня превратилась в яркое, наполненное смыслом и удовольствием увлечение, невольно забываешь об этом.
Как все начиналось? На одном из чаепитий, посвященном Дню пожилых людей, когда под гармонь была спета очередная песня, родилась мысль попробовать свои силы на сцене. Было это 1 октября 2011 года. Инициативная группа обратилась к руководителю Клуба пенсионеров Флюре Кофиатулловне Бибаевой с просьбой о создании хора, пообещав стараться и совершенствоваться в пении. Она идею одобрила, а сейчас всеми силами поддерживает. Ее подопечные добросовестно исполняют свое обещание. Понимают: сцена - это ответственность, а ее в музыке несешь за качество. Ляйля Сафиуллина признается: создание хора и ежедневные репетиции не сиюминутная блажь, а попытка своими силами решить проблему, которая уже который год не дает покоя ни ей самой, ни коллективу.- Значение хоровой самодеятельности в нашей жизни парадоксальным образом сочетается с непонятным для меня современным к нему отношением, - признается Ляйля Маратовна. - Хор - не что иное, как основа всей музыкальной культуры народа. Но сейчас развития этого направления в Казани нет. Десять мужчин и два десятка женщин единогласно ее поддерживают. Когда зал наполняется чистым переливом голосов, сложно поверить, что этот хор не профессиональный. А его участников с музыкой связала сама жизнь. Ляйля Сафиуллина мечтала стать дирижером, но такой возможности не представилось. Зато полученные благодаря хору Дворца пионеров, куда Ляйля записалась в 12 лет, музыкальные основы использует, что называется, по полной. Беспокоясь о музыкальной грамотности каждой исполняемой песни, куплет за куплетом осваивая новый репертуар, она неустанно занимается со своими подопечными. Помогает ей в этом музыкальный руководитель, концертмейстер, аккомпаниатор Николай Акатьев. Закончив Нижнекамское музыкальное училище, он с 1974-го по 1992 год не расставался с музыкой, шесть лет руководил оркестром Польши. После распада СССР к музыке не возвращался два десятка лет. Лишь в 2011 году пропитанные душевной теплотой и жизненным опытом голоса пенсионеров заставили его снова взять в руки баян. - К произведениям мы стараемся найти свой подход, обработать их в нестандартной манере. У нас свой стиль исполнения, который выделяется на фоне современных коллективов, делающих прежде всего шоу, - рассуждает Николай Акатьев. Обычно репетиция длится несколько часов: сначала распевка, потом исполнение. В концертные дни хор «Казанские татары» полчаса распевается, а потом два часа выступает перед своими верными зрителями. За первый год коллектив успел выступить 23 раза как на собственных концертах, так и на встречах с коллегами. Сценарий каждого концерта формируется под руководством ведущей Гульсиры Снегиревой. Она уже давно подобрала ключевые слова, которые с абсолютной точностью передают характер каждого номера хора и сольных партий его участников. Наперебой певицы делятся своими впечатлениями. Для них хор - отдых, дающий душевное спокойствие, источник вдохновения, сил и радости самореализации. Времени для посиделок возле телевизора у них нет. Пока внуки на учебе, бабушки на репетициях. Многие из малого зала клуба Менжинского перемещаются в аудитории университета третьего возраста. Все эмоции в емкую мысль объединила староста хора Флера Тухватуллина: - Главное сегодня - то, что нас признали. У нас есть свой зритель, который ждет. А слышать аплодисменты и чувствовать благодарность важнее всего.В начале года был дан старт республиканскому фестивалю самодеятельных исполнителей среди ветеранов Татарстана «Балкыш» («Сияние»). В нем участвовал и хор «Казанские татары». В музыкальном багаже коллектива и татарские народные песни, и композиции, в которых соединились музыка и стихи известных композиторов и поэтов. Жемчужиной коллекции по праву считается гимн «Казанских татар» «Мин яратам сине, Татарстан!» Только вот богатое содержание остается без соответствующей формы - национального костюма. Такие наряды - дело затратное, пока их заменяет скромный «белый верх-черный низ». Но, слыша голоса бабушек и дедушек, для которых песня превратилась в яркое, наполненное смыслом и удовольствием увлечение, невольно забываешь об этом.