В «кабинете памяти» помогают вспомнить все

Третий год на базе неврологического отделения МКДЦ работает так называемый кабинет памяти. Здесь лечат больных с тяжелейшими нарушениями функций памяти. Подробнее об этом «КВ» попросили рассказать врача-невролога высшей категории, кандидата медицинских наук Юлию ЖИТКОВУ.

news_top_970_100
- Юлия Владимировна, кто пациенты этого необычного кабинета? - Это самые сложные на сегодняшний день пациенты. В основном страдающие болезнью Альцгеймера, а также сосудистой деменцией - поражением головного мозга на фоне гипертонии, атеросклероза, инсульта. Но если в последнем случае болезнь может быть частично обратима, то болезнь Альцгеймера пока неизлечима. Более того, она постоянно прогрессирует. Поэтому наше внимание направлено прежде всего на них. 
- Кто подвержен этому заболеванию? - Ведущий фактор риска - возраст. Нарушение высших умственных функций у лиц старше 65 лет возрастает каждые 5 лет. Поэтому к родным в таком возрасте требуется особенное внимание. К сожалению, люди часто не придают значения некоторым отклонениям в поведении своих пожилых родственников. Считают, что, мол, старость - естественное явление. Это не так. Прогрессивное снижение умственных функций у пожилых НЕ является нормальным, и большинство пожилых не страдают деменцией (нарушение интеллекта, мышления, памяти). Имеет значение также принадлежность к женскому полу. Почему - науке, к сожалению, достоверно неизвестно. Есть предположение, что это связано с большей продолжительностью жизни женщин. А мужчины в большинстве не доживают до «своего» Альцгеймера. Затем наследственный фактор. Есть ряд генов, которые влияют на развитие деменции. И, наконец, влияние среды и сопутствующих заболеваний.
- Вы утверждаете, что болезнь неизлечима. Однако в частных объявлениях неких знахарей в длинном перечне заболеваний, которые они якобы излечивают, встречается и болезнь Альцгеймера...- Это шарлатанство. Болезнь неизлечима. А если кто-то заявляет об излечении, значит, было другое заболевание. Есть много похожих состояний, но не таких тяжелых и, следовательно, обратимых. Дело в том, что диагностировать болезнь Альцгеймера нелегко. Зачастую этот процесс напоминает детективное расследование. Поставить такой диагноз невозможно без специального психологического обследования. Причем тесты мы подбираем индивидуально. Если есть необходимость, делаем инструментальное обследование - компьютерную томограмму, УЗИ сосудов головного мозга, лабораторные исследования. Крайне важна для постановки диагноза информация от родственников об особенностях поведения пациента. На основании анализа всех полученных данных и ставится диагноз. 
- Но если болезнь неизлечима, то чем же вы занимаетесь в «кабинете памяти»? - Если даже болезнь неизлечима, это не значит, что пациента надо предоставить самому себе и родственникам. Застав болезнь на ранней стадии и начав лечить, можно значительно замедлить ее развитие и сохранить у пациента навыки ухода за собой и элементарные привычки. Чем мы и занимаемся в нашем «кабинете памяти». Ведь лечение - это не только лекарственная терапия. А еще индивидуальные консультации и тематические мероприятия, цель которых - активная стимуляция различных навыков, создание позитивно-эмоционального настроя у пациента. Этот метод когнитивного стимулирования впервые был разработан в Англии. Дал неплохие результаты и сегодня входит в международные стандарты лечения пациента с деменцией любого типа - с болезнью Альцгеймера, после перенесенного инсульта и др. Метод позволяет улучшить речь, коммуникацию, способность выносить суждения и устанавливать факты, ориентирование на местности... После курса занятий у больных повышается активность, появляются позитивные эмоции, улучшаются навыки пользования предметами обихода. В России этим методом впервые занялись у нас,  в МКДЦ. 
- В чем принцип занятий? - Каждое занятие имеет свою тему. Например, выбирается тема из прошлого - «Мое детство». Каждый делится своими воспоминаниями. Однако пациенту с деменцией вспомнить далекое прошлое легче, чем произошедшее два часа назад. А цель занятий - вернуть человека в настоящее. Поэтому обязательно проводятся аналогии с реальными событиями из повседневной жизни и на них делается акцент. Кроме того, мы не забываем, что имеем дело со взрослыми людьми, которые из-за своего заболевания столкнулись с рядом проблем. Поэтому стараемся, чтобы занятия не напоминали начальную школу. Заботимся о сохранении достоинства и уважительном отношении к пациентам. Должны стимулироваться не только умственные функции пациента, но и его «мышцы смеха». Очень эффективный метод повышения настроения - коллективное пение песен. Да-да, нам песня не только строить и жить помогает - она отвлекает, улучшает настроение. Мы даем пациентам диски с записями домой, там многие с удовольствием поют. В каждой нашей группе по четыре, максимум шесть пациентов. Больше нельзя: и им противопоказано, и работать с большим количеством таких больных слишком тяжело. 
- Работаете и с родственниками своих пациентов?- Непременно. Ведь это огромная психологическая нагрузка для родных. Близкий человек вдруг меняется. Забывает их имена, не узнает собственных детей, внуков, совершает странные поступки, обретает бредовые идеи и галлюцинации, проявляет агрессию... Помимо разъяснительной работы родным требуется образовательная программа. Помогаем разобраться в конкретной ситуации. Например, как удержать больного от попыток сесть за руль автомобиля.
- Вы довольны результатами работы «кабинета памяти»? - Для нас это первый опыт. Он оказался не таким простым, как думалось. Бывает, занятия вызывают у пациентов негатив, совсем как у школьников - выполнение уроков. Но самое тяжелое, когда после занятия человек уходит со слезами умиления, очень довольный, обнимает нас как родных. А на следующее является такой же угрюмый и нелюдимый, как и раньше. Все приходится начинать заново. И все же чаще радуют отклики родных наших пациентов. Например, о какой-нибудь бабушке: «Спасибо! Вы ее преобразили!» Ради этого стоит работать и совершенствовать метод. 

news_right_column_240_400