В казанских автобусах могут исчезнуть кондукторы

На этой неделе в Казанской Ратуше прошла XXXI сессия Казанской городской Думы четвертого созыва. Депутаты обсудили 14 вопросов, включая поддержку жителей, нуждающихся в социальной ипотеке, внесение изменений в Устав города, а также вопросы, касающиеся избирательных комиссий.

news_top_970_100
Автор фото: Фарит Муратов

В заседании принял участие мэр города Ильсур Метшин. Открывая его, градоначальник традиционно вручил республиканские и городские награды жителям, которые внесли вклад в развитие столицы Татарстана.

Одной из тем для обсуждения стало распределение полномочий в сфере градостроительной деятельности. С началом 2025 года они должны перейти под ответственность Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. Однако Казгордума планирует внести в Госсовет РТ законопроект, согласно которому полномочия сохранятся за муниципальными властями.

- Проект решения Казанской городской Думы о законодательной инициативе подготовлен с целью исключения городского округа Казань из сферы действия положения Закона РТ от 23 декабря 2023 года №131, - пояснил начальник Управления и градостроительства города Андрей Лобов.

Наиболее заметное обсуждение развернулось вокруг общественного транспорта в столице РТ. В Казани его обслуживают девять предприятий. В будние дни жители совершают около 750 тысяч поездок. В 2023 году общественный транспорт перевез 231,3 млн человек, что на 5% больше, чем в 2022-м. Ильсур Метшин отметил необходимость новых мер для решения транспортных проблем, накопившихся после последней реформы 15-летней давности. Он подчеркнул поддержку правительства Татарстана в вопросе обновления транспорта: в этом году планируется закупить 157 автобусов и 39 троллейбусов. Также требуется обновление инфраструктуры наземного электротранспорта на сумму около 5 млрд рублей, включая замену контактной сети троллейбусов и трамвайных путей.

- В этом нет крайних и виноватых, - подчеркнул мэр. - Есть 10 рублей, а задач каждый год у нас минимум на 15 рублей. Мы не навсегда решили эту проблему, сегодня она опять есть.

Одной из главных проблем транспортной сети был назван дефицит кадров. В Казани сейчас не хватает 678 водителей и 621 кондуктора. Заместитель руководителя исполкома города Ильдар Шакиров рассказал, что нехватка водителей связана с тяжелыми условиями труда. В среднем за месяц вместо стандартных 160 часов они отрабатывают 220. При таком графике их зарплата составляет 110 тысяч рублей.

Для решения этой проблемы на сегодняшний день ведется переподготовка водителей на категорию D, индексируются зарплаты, предоставляются общежития для иногородних. Среди более радикальных мер - сокращение части автобусных маршрутов, что позволило высвободить с них некоторое количество водителей. Однако Ильдар Шакиров признал, что такое решение вызвало недовольство среди населения, поскольку увеличилось количество пересадок.

Частичным решением проблемы может стать внедрение бескондукторной системы оплаты проезда, уже опробованной на троллейбусных и трамвайных маршрутах. По словам Ильдара Шакирова, на электротранспорте это высвободило 224 кондуктора, из которых 18 человек обучились работе водителей, еще 12 специалистов стали контролерами.

Теперь бескондукторную систему оплаты планируют внедрить на автобусных маршрутах.

- Было много споров и сомнений об эффективности бескондукторной системы оплаты проезда, - заметил Ильдар Шакиров. - Но сейчас мы можем однозначно сказать, что затраты на оплату труда кондукторов и другие финансовые издержки сопоставимы с потерями.

Параллельно с этим решением планируется увеличить размер штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте с 300 до 2500 рублей.

Директор центра транспортного моделирования национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александр Чеботарев отметил, что в Казани следует сместить акцент внимания властей с дорожного строительства на развитие общественного транспорта.

В завершение дискуссии Ильсур Метшин резюмировал, что для решения существующих проблем не хватает денежных средств, однако пути к решению искать необходимо. Для этого он поручил муниципальным властям совместно с транспортными предприятиями изучить лучшие практики в этой сфере.

news_right_column_240_400