В семье ее называли Баты-хан

На одной из старых фотографий семейного архива Аитовых запечатлена молодая крепко сбитая женщина, приковывающая к себе взор. Видно, что эта женщина знает чего хочет. Ее взор проницателен и властен, а весь облик указывает на то, что человек этот был в жизни необычайно деятелен, обаятелен и бесконечно энергичен в достижении поставленной цели. На этом фото запечатлена Фатыха Аитова.

news_top_970_100

Фатыха была дочерью Абдулвалея Яушева, торговца из славного своей ярмаркой города Троицка Оренбургской губернии. Когда ей было около 20 лет, она познакомилась с Сулейманом Аитовым, которому, будучи в Троицке по купеческим делам, было суждено встретиться и влюбиться в бойкую деятельную девушку с сильным характером. Как вспоминала позднее сама Фатыха, «в 1887 году я вышла замуж за казанского уроженца Сулеймана Аитова и переехала в Казань».

Однако «узкая домашняя жизнь с заботами о хозяйстве, о воспитании детей, жизнь, посвященная исключительно интересам замкнутой семьи, меня не удовлетворяла, - писала в своих воспоминаниях Фатыха Абдулвалеевна. - Я всегда чувствовала в себе силы, энергию и любовь к деятельности, направленной на общественное благо».

В 1897 году Фатыха Аитова на средства своего мужа открывает бесплатную школу шитья для девочек татарок Суконнослободского района. Как она сама писала в своих воспоминаниях, «все обучавшиеся в моих классах девочки были детьми беднейшего населения Казани, живущего в этом районе. Необходимые при обучении материалы покупались на средства моего мужа».

Три года существовала эта школа Фатыхи Абдулвалеевны, ежегодно принимая около 30 учениц.

Получение наследства после смерти отца, как вспоминала она, «позволило мне развернуть общественную работу на более широкую ногу и осуществить мечту об открытии настоящей, правильно организованной школы, дающей европейское образование моему народу. В 1910 году я на собственные средства после долгих и упорных трудов организовала 4-классную светскую школу». Школа Аитовой сразу стала весьма популярной среди татарских женщин. В нее приходили учиться не только девочки, но и девушки, и обремененные семьями женщины - тяга к знаниям у многих была неодолимой. Приезжали учиться в школу Аитовой и из других городов, и для таких учениц при школе был организован пансион.

Шло время, количество учащихся росло. Плата за обучение была дифференцированной: богатые платили сполна, средние классы - умеренно, а беднейшие и вовсе были освобождены от платы. Школа, конечно, не оправдывала себя и не была, как говорят ныне, самоокупаемой, а посему затраты в большей мере покрывались средствами Фатыхи.

Надо сказать, что мнение о школе Аитовой было неоднозначным. Передовые люди татарской интеллигенции только приветствовали эти начинания. Приверженцы же старого канонического образования, особенно престарелые жены татарских купцов, как писал журнал «Азат хатын» за 1979 год, «какие только сплетни не распускали, не выдумывали, чтобы принизить положение и авторитет Фатыхи апа. Старались подставлять ножку всем ее начинаниям, унижать и глумиться над нею». Однако воля и характер Фатыхи не позволяли ей впадать в уныние и опускать руки. Не случайно в кругу семьи ее с легкой руки мужа звали Баты-хан.

Когда началась в 1914 году Первая империалистическая война, школа Фатыхи ханум стала шить для фронта рубашки и рукавицы. Она устраивала встречи в своей школе с писателем Ф.Амирханом, приглашала опытных шеф-поваров для обучения своих учениц кулинарному искусству. В ее школе особые занятия проводили такие выдающиеся педагоги того времени, как Магруй Музаффария, мать композитора Мансура Музафарова; Мухутдин Курбангалеев и Сара Шакулова, за плечами которой был университет Сорбонны. А среди ее учениц были такие, как одна из первых татарских артисток Гольчира Ахтямова, народная артистка РСФСР Мариям Рахмангулова, заслуженная артистка Татарстана композитор Сара Садыкова, народная артистка Татарстана Гульсум Камская.

Не успокаиваясь на достигнутом, Фатыха начинает подготовку по преобразованию своей 4-классной школы в среднее учебное заведение. Идея Аитовой сводилась к открытию 9-летней женской средней школы по типу русских гимназий. Впервые этот вопрос она подняла еще в 1911 году. Затем в 1913, во время юбилея 300-летия Дома Романовых, Аитова начинает ходатайствовать об открытии женской гимназии-восьмилетки для мусульманок. В течение 1913 - 1914 годов пять ее прошений об открытии гимназии были под разными предлогами отклонены, и тогда Аитова, по ее собственным словам, «решила обратиться к содействию членов Государственной Думы». Она выезжает в Петербург, где ей в конце концов выдается официальное разрешение на открытие в Казани национальной женской татарской гимназии.

29 октября 1916 года «состоялось, - как писала газета «Камско-Волжская речь» №240 от 30 октября 1916 года, - открытие мусульманской женской гимназии». Весь «генералитет» Казанской губернии и города присутствовал при торжественном открытии.

Гимназия была учреждена всецело на средства Фатыхи ханум. Плата за первый год обучения должна была составить с каждой ученицы по 24 рубля в год, в результате чего общая сумма платы оказалась бы 1506 рублей в год, что не покрывало даже четверть расходов, связанных с содержанием гимназии. Естественно, вся разница в расходах и доходах опять-таки ложилась на плечи Фатыхи Абдулвалеевны и ее мужа.

Вначале было трудно с учителями. В первый год таковых было только пять, которые имели необходимое образование и формальное разрешение на преподавание вышеназванных предметов на татарском языке. К слову сказать, на следующий год, по словам самой Фатыхи Абдулвалеевны, в школе насчитывалось уже 22 человека дипломированного преподавательского состава и до 450 учениц, располагающихся в трех зданиях, принадлежавших этой женской гимназии.

Так шло вплоть до 1918 года, покуда гимназия Аитовой не была преобразована в татарскую школу II ступени. В 1926 году, уже схоронив мужа и одного из сыновей, Фатыха решила, как она писала, «сослужить еще одну общественную службу». Доверие к Фатыхе ханум в городе было столь огромным, что она сумела, при помощи бывших служащих и учениц своей гимназии открыть в феврале 1926 года курсы кройки и шитья и заполучить в них без особых усилий лучшие преподавательские кадры в городе.

Она работала на этих курсах до весны 1927 года, пока не была вынуждена покинуть их, как она сама писала, «в виду болезни». Силы были уже на исходе.

Она долго болела и жила сначала у сына Ибрагима, а затем у своего младшего - Якуба, в Москве. Еще до войны у нее случился инфаркт, после чего она почти перестала вставать.

В 1941-м, когда немцы вплотную подошли к Москве, она вместе со многими москвичами была эвакуирована в Казань и жила у своей невестки Марьям в родовом доме Кашаевых на нынешней улице Тукая, 94. Фатыха ханум была очень больна и по приезде в Казань большей частью лежала и вовсе не выходила из дома. Она умерла в 1942-м, прожив у Марьям 16 месяцев, и так и осталась в памяти современников как основательница первой татарской национальной женской гимназии. Ее последним пристанищем стало татарское кладбище, венчающее территорию Ново-Татарской слободы. Лежит она, как и положено, рядом с мужем Сулейманом на одной из аллей мусульманского погоста за могилой Амирхана и не доходя до памятника Тукаю, так что найти ее весьма несложно. Было бы желание...

 

Леонид ДЕВЯТЫХ

news_right_column_240_400