Вальдорфская эпоха казанской школы

«Бззззз», - два десятка учителей, родителей и детсадовских воспитателей встали в круг, подняли руки и «полетели».

news_top_970_100

В актовом зале школы №85 недавно и не такое творилось - серьезные взрослые люди рисовали мелками на ватмане, учили стихи и ставили сценки... Большие люди превратились в маленьких не случайно - вальдорфская педагогика не приемлет господства взрослых. Вот и приходится последним упражняться в «детскости». Ведь прежде чем учить малышей, нужно самим понять, что чувствует ребенок, когда впервые в жизни берет в руки карандаш или заучивает строчки стихотворения. Несколько дней им в этом помогали тренеры из Швейцарии - Эдвин Кауфманн и Елена Красоткина приехали в Казань, чтобы провести в нашем городе семинар по вальдорфской педагогике.

Первые движения участников неуверенные и стесненные. Вот так сразу «полететь» пчелкой или изобразить качающийся на волнах пароход не получается. Это не уроки артистизма - педагогов и родителей учат рецитации, или декламации. Неудобные каблуки отправляются в угол, движения становятся свободнее - кажется, получилось. Звуки начинают жить своей жизнью - превращаются в причудливые движения тела. Смотришь на педагога, а перед глазами картинка - тот самый пароход на голубых волнах, о котором он говорит... Эти уроки впоследствии помогут детям правильно излагать свои мысли и рассуждать. И стих в движении выучится сам собой, и решатся уравнения - вальдорфская педагогика зубрежки не любит.

СТАР ДА МАЛ. Система, основанная еще в начале XX века, популярна в разных странах и сегодня: в мире только вальдорфских школ насчитывается около тысячи, а детсадов - в полтора раза больше.

СЕРДЦЕ РАЗБЕРЕТСЯ. - У нас как рассуждают? Вот соседский ребенок уже пошел, а мой все еще ползает - может, с ним что-то не так? Это неверный подход, - уверена учительница Римма Шамсутдинова.

По ее словам, конкуренции и стрессам в воспитательном процессе не место. Ребенок должен развиваться в своем темпе и ритме. Мода на решение логарифмов чуть ли не в начальных классах, механизация школы, ранняя интеллектуализация и специализация - педагоги-«вальдорфы» категорически против всякого натаскивания.

- Пусть сегодня ребенок ползает - может быть, завтра он станет легкоатлетом? Не опережайте время, дайте ему время и возможность для саморазвития, работайте на это! - доказывает мой собеседник.

Чем еще отличается заморская система? Учебный материал здесь дается блоками - их также называют «эпохами»: ребята могут изучать один предмет несколько недель. И главное: большое внимание уделяется как духовному развитию, так и практическим навыкам. То, что не пройдет через голову, пройдет через сердце, - уверены педагоги. Проходит еще и через руки. Математике, например, здесь вполне могут обучить через танцы или музыку. А языки учат через подражание - естественный механизм для малышей.

- Помните чувство, которое возникло, когда вы впервые взяли в руки шариковую ручку? Маленьким детям не свойственно писать острым тонким предметом, им неудобно и неуютно, - Елена Красоткина показывает большие разноцветные мелки, с которыми на семинаре работали и взрослые. - Сначала ребенок должен научиться рисовать формы - отслеживать движения, «пережить» фигуру, пропустить ее через себя.

Затем - орнаменты. Малыш старательно выводит каждую линию, рисунок рождается в упорстве и напряжении - в вальдорфских школах дети всегда доводят начатое до конца. Потом и к буквам можно перейти. Их казанские педагоги рисовали вместе с Эдвином Кауфманном, четыре десятка лет преподававшим в швейцарской школе вальдорфского направления.

НЕ БЕЗ КРИТИКИ. Эту методику в России часто ругают. Ну непонятен нашему люду принцип ненасилия в садах и школах! Детей из «вальдорфа» не раз обвиняли в недоразвитости, а Штейнера - в навязывании собственного оккультного учения.

- Не критикуют только тех, кто ничего не делает, - считает Шамиль Закиров, папа малыша, посещающего «вальдорф»-садик.

Этот родитель подошел к заморской методике воспитания со всей ответственностью. Бросил все дела на несколько дней и сидел на семинаре от начала до конца. Он понял - эффективность любой педагогики зависит не только от учителя, но и от родителей. И пока есть такие папы, за учебу детей можно быть спокойными.

ОТКУДА НАЗВАНИЕ? Первая школа открылась в 1919 году при немецкой сигаретной фабрике «Вальдорф-Астория». Сначала в ней учились только дети рабочих. Затем в школу пришли представители и других социальных прослоек. Сегодня большинство вальдорфских школ - частные и элитные заведения, которые могут себе позволить лишь состоятельные родители.

КСТАТИ

В среду в рамках республиканского августовского совещания работников образования в казанских детских садах №414 и 283 работала секция «Внедрение новых форм дошкольного образования в РТ». Педагоги, методисты, ученые обсудили на ней десятки вопросов. Среди них был и урок по методике Монтессори. Эта педагогика известной гуманистки, философа и ученого популярна во всем мире. Философия системы Монтессори довольно проста: ребенок должен получать от учебы радость. Эта педагогика не поощряет и не наказывает во время учебного процесса. Ее девиз - «Помоги мне сделать это самому». Воспитатель не должен мешать саморазвитию малыша. Простой пример: в детсадах Монтессори предметы расставляют так, чтобы ребенок мог взять их без помощи взрослого.

news_right_column_240_400