Верхне-Отарский детский дом: особенные условия для особенных детей

Верхне-Отарский детский дом: особенные условия для особенных детей

news_top_970_100

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья - тяжкое испытание для любой семьи.
Конечно, семейный уют и родительскую любовь невозможно заменить, но в некоторых случаях просто жизненно необходимо доверить уход за ребенком специалистам, в особенности если нужны особые условия. Именно такие созданы в Верхне-Отарском доме-интернате для детей с глубокой умственной отсталостью, где недавно побывал корреспондент «КВ». Каково было мое удивление, когда вместо ожидаемых серых корпусов я увидел уютные современные домики на природе, напоминающие санаторий.

Впрочем, так было не всегда. По словам директора дома-интерната Имаметдина Гараева, когда-то это воспитательное учреждение представляло собой довольно жалкое зрелище: покосившиеся избушки с печным отоплением, электрического освещения не было. С тех пор прошло почти 60 лет. За это время в интернате сделали капремонт, учреждение обзавелось новыми корпусами и оборудованием, получило статус оздоровительно-реабилитационного центра. Сейчас воспитанники ГАУСО «Верхне-Отарский детский дом» получают уход, который можно назвать идеальным.

Рядом с животными

Корпуса интерната - это красивые современные дома, утопающие в зелени и цветах. Но больше всего поразило то, что у интерната есть собственный зоопарк. Там живут лошади, лама, олень, обезьянка и множество разных птиц. Причем воспитанники интерната ухаживают за животными наравне с персоналом.

Лечение

Учитывая специфику учреждения, главной целью сотрудников интерната является реабилитация детей, а если такая возможность отсутствует, то поддержание состояния здоровья ребенка.

- За воспитанниками интерната ведется диспансерное наблюдение, - объясняет старшая медсестра Лилия Шаймарданова. - В основном детей наблюдают педиатр и психиатр. В зависимости от диагноза, поставленного ими, создается индивидуальный план реабилитации. Общий для всех детей диагноз - умственная отсталость разной степени. Часть воспитанников страдают ДЦП, некоторые  не способны самостоятельно передвигаться. Помимо лечебной физкультуры и массажа для их реабилитации применяются специальные тренажеры и технические средства, в том числе нейроортопедический пневмокостюм «Атлант», который развивает у больного способность к передвижению и удержанию позы.

Помимо физической реабилитации не менее важно следить и за психическим развитием ребенка.

- Диагнозы у большинства воспитанников интерната довольно тяжелые, - продолжает педагог-психолог Гульфия Садыкова. - У большинства детей кроме прочего наблюдается отставание в речевом развитии, некоторые совсем не умеют разговаривать. Задачи, стоящие перед реабилитацией детей, - обучить речи и элементарным приемам самообслуживания. Как одну из разновидностей терапии для аутичных ребят я применяю так называемую сенсорную комнату, где они получают различные тактильные ощущения, слушают расслабляющую музыку, наблюдают за движением воды в специальных пузырьковых колоннах. Там же мы применяем ароматерапию, которая служит для профилактики ОРЗ и ОРВИ. Среди новшеств в нашей работе - новое эффективное средство в области реабилитации «Саундбим», которое преобразует движение в музыку. С помощью такого устройства ребенок с серьезными отклонениями в развитии и физическими недостатками может выразить себя и начать общаться через музыку и звуки.

Кстати, Имаметдин Гараевич Гараев руководит интернатом 46 лет. В 2014 году он стал победителем всероссийского конкурса «Лучший работник учреждения социального обслуживания» в номинации «За долголетие в социальной работе». Здоровья вам, Имаметдин Гараевич, и успехов в вашем благородном деле!

Воспитание и обучение

Основное отличие социальных учреждений от обычных школ и интернатов в том, что главной задачей, стоящей перед воспитателями, является социализация ребенка. В этом доме-интернате детей учат элементарным, казалось бы, но порой сложным для особенных детей вещам: пользованию простыми бытовыми приборами, самообслуживанию на кухне. Например, дети учатся, как сделать бутерброд или разогреть обед в микроволновке. Причем все проходит в игровой форме. Знакомая каждому с детства игра в магазин здесь приобретает совершенно иной смысл: играя, ребенок учится самостоятельно действовать в обществе. Воспитанников также учат работать руками, например шить.

- Ребятам хочется сделать подарок любимому сотруднику интерната, это очень их мотивирует, - объясняет воспитатель Раушания Аухадиева.

Обучают детей и компьютерной грамотности, в интернате установлена современная техника. Правда, во время занятий вместо обычных устройств ввода ребятам выдают специальные клавиатуры и планшеты.

Помимо воспитания и занятий по социализации в интернате не забывают и об учебе. Приходящие педагоги из ГБОУ «Сабинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» учат ребят счету и письму. Немаловажную роль в воспитании детей играет физический труд - у интерната есть большой огород с замечательными теплицами. Помимо очевидной пользы свежих овощей и фруктов дети получают возможность вырастить что-то своими руками.

Отдых

Учеба учебой, а развлекаться ребятам тоже нужно.

- Мы стараемся максимально разнообразить досуг детей, - говорит культорг интерната Ландыш Хаматова. - Участвуем во всех возможных творческих конкурсах, в некоторых даже побеждаем. Это очень вдохновляет и воодушевляет ребят. В повседневной жизни дети очень любят музыку и танцы, это даже является частью терапии. Среди наших воспитанников много творческих ребят. Например, один мальчик сам сочиняет и читает стихи. Другой танцует брейк на руках, чем всех очень удивляет.

Что после интерната?

- Каждый ребенок в нашем интернате получает полное юридическое сопровождение: оформление полного пакета документов, наблюдение за сохранностью положенного им по закону жилья, - рассказывает педагог Руслан Шаймуллин. - Дети ежемесячно получают пенсию, для ее хранения мы заводим им сберкнижки. По достижении восемнадцати лет большинство наших воспитанников переводятся в интернаты для взрослых. И лишь немногие возвращаются в семьи.

В текущем году Верхне-Отарский дом-интернат запустил совместный с республиканским информационно-методическим центром «Зеркало» проект «Смогу жить самостоятельно». Его цель - отобрать наиболее способных воспитанников коррекционных учреждений и подготовить их к самостоятельной жизни в обществе.

Итог

На вопрос о том, как удалось создать такое замечательное учреждение, Имаметдин Гараев скромно пояснил, что Верхне-Отарский дом-интернат получает финансирование из республиканского бюджета. Интернату регулярно выделяют средства на ремонт и строительство корпусов. К тому же мир не без добрых людей, учреждению нередко помогают и частные благотворители.

news_right_column_240_400