Это стало возможным благодаря поддержке Казанского вертолетного завода - предприятие помогло создать в учебном учреждении классы с физико-математическим уклоном. В копилку родной гимназии №8 вертолетные классы, как сразу окрестили школьников-технарей, принесли 1-е место во Всероссийской олимпиаде по физике на муниципальном этапе, 1-е место в республиканском конкурсе «Нобелевские надежды КГТУ», 2-е место во всероссийском открытом конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» в номинации «Математика». Наш корреспондент отправился на уроки в уникальную для страны техническую гимназию. С чего же здесь все началось? Когда подъезжаешь к этой школе, расположенной на Старых Горках, не возникает чувства ее принадлежности к элитным учебным учреждениям, которое дает пресловутое скопление родительских иномарок возле входа в ожидании своих «наиталантливейших» чад. Все чистенько, аккуратно и без ненужного снобизма. Именно такую - обычную городскую - школу выбрал генеральный директор КВЗ Вадим Лигай для поддержки ребят, проявляющих склонности к техническим наукам. А ведь был вариант попроще - взять под могучее крыло предприятия уже раскрученные физико-математические школы Казани.На что глава завода спокойно заметил: - У них уже есть достаточная поддержка, а мы должны помочь тем, кто реально нуждается в нашей помощи. Если таковыми окажутся даже гуманитарии - знание точных наук им тоже пригодится. - С КВЗ мы сотрудничаем вот уже пятый год, - рассказывает директор гимназии №8 Марина Пичугина. - Когда нам от предприятия поступило предложение создать в школе классы с углубленным изучением физики и математики, мы опросили старшеклассников. В одном из классов ответили: «Да, хотим попробовать». Это был 9в, что оказалось очень символично - он и стал первым вертолетным классом. В прошлом году они закончили гимназию, этот первый выпуск состоял из 28 человек, 18 из них поступили в КНИТУ-КАИ. В нынешнем году из 24 выпускников поступили в КНИТУ-КАИ 14 ребят, еще четверо стали студентами вузов Москвы и Санкт-Петербурга, обращаю внимание, также технических вузов. Несколько человек переманил КГАСУ. В чем же особенность расписания уроков школяров-вертолетчиков? Как рассказала директор, в старших классах больше уроков физики - вместо двух часов в неделю пять, то же самое с математикой. Вместе с тем в гимназии строго придерживаются принципа добровольности и подходят к составлению расписания гибко. Спецкурсы по точным предметам в 9-х классах ставятся последними часами, так что те, кому они не нужны, могут уйти домой. Зато для одиннадцатиклассников, уже твердо сделавших выбор, физика и математика как предметы сложные поставлены с утра - чтобы заниматься на свежую голову. Добавим, что спецкурсы ведут преподаватели из КНИТУ-КАИ, а оплачивает лекции специалистов с ученой степенью вертолетный завод.- На встрече с первыми выпускниками-вертолетчиками, поступившими в технические вузы, мы спросили у них: помогли ли дополнительные уроки? «Еще бы! Входить в сложную программу обучения нам было гораздо легче, чем многим однокурсникам», - ответили ребята. Но вот большой проблемой стало для них черчение, - говорит Марина Пичугина. - Ведь этот предмет убрали сейчас как самостоятельный, он «размазан» по геометрии, физике. Не секрет, что чертежи в технических вузах сейчас за многих студентов с удовольствием делают другие люди, зарабатывая на этом. Но знаний-то от этого у будущих специалистов не прибавляется, не говоря уже о заметном убытии денег из родительских кошельков. Поэтому обратились за помощью к гендиректору КВЗ с просьбой ввести урок черчения в гимназии. В итоге подобрали опытного преподавателя, который теперь ведет этот предмет на постоянной основе, оплату труда педагога также взял на себя завод.А так ли необходимо в наше время черчение? Ведь компьютер готов заменить все на свете. - Мы тоже поначалу так думали, мол, через компьютер ребята легче будут входить в процесс обучения, - отмечает директор школы. - Однако слова руководителя КВЗ заставили задуматься о другом. «Специалист технического профиля - это художник. Он должен чувствовать объем, расстояние, цвет, причем почувствовать это рукой, на уровне даже... запаха! Он должен видеть свой объект объемно, а компьютер этого не дает. Когда ты научился делать чертеж рукой, тогда в помощь тебе потом будет и компьютер», - ответил нам тогда Вадим Лигай. А в гимназии тем временем раздался звонок на перемену, и мы успели поговорить с одним из таких художников. Ислам Нидиатов уже на выходе - он учится как раз в том самом 11в.- Я никогда не был сильным гуманитарием, но зато у меня всегда был хороший уровень знаний по физике и черчению. С детства очень хорошо понимал пространство, объем фигур. И физика мне понравилась сразу, как только этот предмет начался в пятом классе. Так что планирую поступать в КАИ, а работать после окончания вуза на КВЗ. На предприятии мы бываем постоянно, поэтому я не понаслышке знаком с условиями труда и считаю, что крепкая техническая специальность, постоянное место работы с перспективой роста послужат мне твердой опорой в жизни. Твердой опорой в жизни ведущее оборонное предприятие страны должно стать и для выпускников детского дома Приволжского района Казани. Недавно руководством завода принято знаковое решение: ребятам, проявившим способности к точным наукам, дадут возможность заниматься дополнительными уроками математики, физики и черчения с лучшими преподавателями в этой области знаний.
Вертолетный класс: карьера инженера начинается в школе
Успешными признаны результаты программы по созданию в Казани вертолетных классов. Ученики прежде обычной городской школы №8 сейчас занимают ведущие позиции в Республике Татарстан в Международном исследовании по оценке качества математического и естественно-научного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study).