Ветераны баскетбола Казани и Санкт-Петербурга встретились на игровой площадке

news_top_970_100

 Фото: Ксения Богданова

В начале ноября в Казань приехала команда ветеранов баскетбола из Санкт-Петербурга. В ее составе, как и положено, было 12 человек. Пять питерских ветеранов баскетбола пережили блокаду Ленинграда. Они достойны того, чтобы назвать их поименно. Это Эдуард Ильич Гудков, Семен Моисеевич Регент, Станислав Николаевич Обрядин, Юрий Григорьевич Куликов, Виктор Михайлович Карзов. Игра с командой казанских ветеранов баскетбола проходила в спортзале КСК КФУ «УНИКС». 

Перед началом встречи казанских баскетболистов Ринарда Уразманова и Владимира Заглядимова тепло поздравил с 85-летием вице-президент Федерации баскетбола Татарстана Альберт Мифтахов и вручил им памятные подарки. 

В первой четверти на площадке играли те, кто перешагнул 80-летний рубеж, и по две женщины в каждой команде. Четверть - за Казанью. Потом команды играли в произвольном составе. Казанцы были гостеприимны, уступили в итоге 73:85. А вот в конкурсе штрафных бросков победили. В обеих командах по корзине бросали по три человека, каждый по минуте. Хозяева площадки Владимир Заглядимов, Ринард Уразманов, Александр Трубач перекидали своих оппонентов - 34:31.

Очень хотел встретиться с игроком сборной СССР образца 1959 года 89-летним Олегом Кутузовым, который должен был приехать в Казань. Но его не рискнули отпустить из дома. Встреча с некоронованным чемпионом мира 1959 года не состоялась. Почему с некоронованным? В 1959 году чемпионат мира по баскетболу проходил в Чили. Советская сборная обыграла всех конкурентов и досрочно за день до окончания чемпионата завоевала звание чемпиона мира.

Оставался один ничего не значивший матч с Тайванем. И тут из Москвы поступило указание Хрущева - с чанкайшистами не играть. Сборная СССР получила техническое поражение, огромный штраф, команду отодвинули на шестое место. Да, в Москве баскетболистов встречали как героев, вручили им копии золотых медалей, они получили премиальные. На марке 1954 года, посвященной баскетболу, сделали надпечатку «Победа баскетбольной команды СССР. Чили, 1959 г.». Все так, но де-юре наша сборная осталась на шестом месте.

Моим собеседником стал блокадник, почетный изобретатель, кандидат технических наук, четырехкратный чемпион Европы среди ветеранов Эдуард Гудков.

- Эдуард Ильич, время блокады вы по возрасту, наверное, не помните. А как жилось после войны?

- Почему не помню? Кое-что из военных лет осталось в памяти. Нас с матерью вывезли из блокадного Ленинграда по Ладоге летом 1942 года. Жизнь на Большой земле была не намного лучше. Мама работала в колхозе в тогдашней Калининской области. Тяжелое было время. Оттуда мы поехали в Москву. На станции Бологое была остановка. Пересаживались на другой поезд. На трудодни за несколько месяцев мама получила овощи: картошку, морковь, свеклу. Овощей было много, в одних руках не унести. Вот она часть поклажи перенесет метров на 50, посадит меня с мешками, идет за остальными. Вдруг из-под вагонов вылезает шпана, мальчишки лет 14 - 15, и идут ко мне. Мама их увидела и кричит: «Отдай». А мне послышалось: «Не отдавай». Вцепился в мешки. Могли без продуктов остаться, если бы не однорукий инвалид, который их костылем отогнал, а потом помог нам в вагон загрузиться. Вот такие люди тогда были. Эпизод этот в память врезался. 

- Баскетбол вам в жизни помог?

- Безусловно. Постоянные тренировки позволяют находиться в тонусе, с оптимизмом смотреть на жизнь. И никакой дискриминации. Я работал в НИИ, несколько лет назад меня вызвал директор и сказал: «На твое место есть хороший молодой специалист, нужно дать дорогу молодым». А вот из баскетбола меня никто «не увольняет».

- Как с казанцами подружились?

- На очередной чемпионат Европы среди ветеранов искали усиление. Москвичи сразу поставили вопрос: «Сколько платить будете?» А ваши Ринард и Володя (Уразманов и Заглядимов. - Прим. автора) без всяких вопросов сразу согласились.

Вместе с петербургской командой приехала заслуженный мастер спорта СССР, чемпионка мира, двукратная чемпионка Европы Александра Овчинникова. А еще она вдова Александра Белова. Кто такой Александр Белов, знают не только любители баскетбола, но и все, кто смотрел фильм «Движение вверх». Наш выдающийся баскетболист своим броском за три секунды до окончания матча принес победу сборной СССР на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году.

  Фото: Ксения Богданова

- Александра Павловна, как вы познакомились с Сашей? Как складывались ваши отношения?

- Мы вместе играли в «Спартаке» - он в мужском, я в женском. Часто встречались на разных мероприятиях. Глазки друг другу строили, но не более. Как-то подходит ко мне Миша Коркия (олимпийский чемпион 1972 года. - Прим. автора) и спрашивает: «Тебе Саша Белов нравится?» Да, отвечаю. «И ты ему нравишься. Какие же вы дураки. Когда на свадьбу пригласите?» Через некоторое время Саша написал мне письмо, назначил свидание. Год мы встречались, а потом поженились. Семейная жизнь проходила по большей части в разлуке: то он на сборах и соревнованиях, то я. Меня очень любила Сашина мама, когда мы были дома, ничего не давала мне делать, все хозяйственные заботы брала на себя. Хотела, чтобы мы больше времени проводили вместе. 

- Сашин тренер Владимир Петрович Кондрашин (в фильме Гаранжин) какое-то влияние на вашу семейную жизнь оказывал?

- У Саши рано умер отец, и Владимир Петрович считал Сашу своим сыном, а тот - своим вторым отцом. Какое-то время еще мальчишкой Саша жил в доме Кондрашина. Дружил с его сыном Юрой. Наш союз Владимир Петрович одобрил. Заботился о том, чтобы мы чаще были вместе, постоянно приезжал к нам в гости. 

- Вы негативно отозвались о фильме «Движение вверх». Почему? Он большинству зрителей понравился, привлек внимание к баскетболу. 

- В фильме много вымысла. Единственная правда то, что в 1972 году наши на Олимпиаде обыграли американцев. В отличие от киносюжета в 1972 году Саша ничем не болел. А тут он больной бежит по улице, прыгает на площадке, доставая рукой баскетбольное кольцо. Против фильма была супруга Владимира Петровича Евгения Вячеславовна.

Он дал ей наказ: «Когда меня не будет, хочу, чтобы никаких фильмов обо мне не снимали, никаких книг не писали». 
К мнению Александры Павловны нельзя относиться без уважения. Все же она самый близкий (как и Владимир Петрович, и мать Александра) ему человек. И вправе считать, что в памяти народной Александр Белов должен оставаться таким, каким был в жизни. Таким - и не иначе.

news_right_column_240_400