Друзья в шутку называли Владимира Белицкого железнодорожным архитектором. Но в каждой шутке есть большая доля истины. Владимир Евгеньевич принимал участие в реконструкции главного здания вокзала Казани, он автор проектов основных зданий, которые создают неповторимый облик Привокзальной площади, известной всем казанцам и гостям нашего города. Один друг говорил, что Привокзальную площадь Казани когда-нибудь назовут площадью Белицкого, и это будет справедливо.
Пластичный фасад - узнаваемый стиль мастера
Интерес к рисованию у Владимира Белицкого проявился в детстве. Талант художника в парне раскрыл учитель ИЗО школы №99 Рафаэль Абдуллович Шафеев, который организовал для учеников 9-10-х классов спецкласс художников-декораторов. После школы Владимир и пятеро его друзей-одноклассников поступили в КИСИ на только что открывшийся архитектурный факультет. Все они успешно учились и стали первыми выпускниками этого факультета. Мунир Агишев, который был в те годы главным архитектором Казани, взял к себе в команду талантливых, энергичных, креативных молодых архитекторов. В их числе был и Владимир Белицкий.
У проектов Владимира Евгеньевича есть свой узнаваемый стиль.
- Папа всегда большое внимание уделял пластике фасадов. Для этого нужно тонко чувствовать объем, представлять, как образуется форма. Это было непривычно, необычно для архитектуры советского времени. Тогда строили в основном простые коробки из кирпича и железобетона. Да и материалов отделки и декорирования в распоряжении архитекторов было немного: штукатурка, керамзит, кирпич… Это сейчас есть интернет, где можно почерпнуть много разных интересных идей. А тогда информацию о тенденциях мировой архитектуры найти было сложно. Мы много путешествовали по стране, и папа всегда фотографировал здания, которые привлекли его оригинальными архитектурными приемами. Например, в Белоруссии, странах Прибалтики - ведь они были ближе к западным странам. В наше время технологии усовершенствовались, появились разнообразные строительные, отделочные материалы. Это позволяет архитекторам не сдерживать фантазию и реализовывать самые смелые свои идеи, - рассказала дочь Владимира Евгеньевича, главный художник г. Казани, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Казани - начальник отдела городского дизайна Жанна Белицкая.
Задача - деликатно вписаться в архитектурный ансамбль
Экспертиза архитектурных проектов - серьезная ответственная работа. Владимир Белицкий возглавлял градостроительный совет, который определял, какие дома, какой конфигурации, какой этажности можно строить на конкретном участке. Часто рассматривалась комплексная застройка. При строительстве в историческом центре стремились соблюдать важное требование - чтобы проектируемое здание органично вписывалось в уже сложившийся архитектурный ансамбль.
Владимир Евгеньевич был принципиальным экспертом, но к труду архитекторов относился с большой деликатностью. Он уважал право каждого художника на свободу творчества, не отвергал их идей сходу. Если видел недочеты, ошибки в проекте, брал карандаш и аккуратно поправлял.
Тогда не было такого строительного бума, и у специалистов управления архитектуры и градостроительства было время для более подробного и внимательного обсуждения проектов. И работа с каждым заказчиком была индивидуальная.
- Заказчики сейчас подкованные. Они ездят по миру, стараются набраться профессиональных знаний. У них появились финансовые возможности для реализации своих идей. Архитектору гораздо проще работать, когда заказчик знает что хочет и четко ставит задачи, - отметила Жанна Владимировна. - Конечно, существуют актуальные тенденции в архитектуре. Еще несколько лет назад перед универсиадой в Казани обновляли фасады зданий. Их стремились украсить какой-то суперграфикой, чтобы городская среда была более выразительной, и сместить акценты от неухоженности. Сейчас, наоборот, предпочтение отдается естественности, чистоте, экологичности, так как город стремительно преображается в лучшую сторону, и не только фасады в благоустройстве городской среды привлекают внимание. Есть объекты-акценты, и мы стараемся подчеркнуть их, добавить уникальности, самобытности с помощью различных техник в искусстве. При проектировании любого жилого комплекса уделяется особое значение благоустройству двора. Люди понимают, что среда обитания должна быть комфортной, безопасной, уютной, красивой.
Двор - это не просто горки, качели, лавочки, клумба, песочница. Это среда, в которую мы возвращаемся после работы, где отдыхаем и растим своих детей, это заряд хорошего настроения на весь день, когда с утра видишь зелень крон, это спокойный вечер, когда знаешь, куда припарковать машину, а твои дети играют на безопасной площадке. И эту среду надо не только умело создавать, но и немаловажно научиться и научить сохранять.
- Жанна Владимировна, как папа отнесся к тому, что вы решили пойти по его стопам?
- Уже в более сознательном возрасте мои предпочтения свелись к профессии модельера, потом дизайнера-архитектора. Как многие, училась в изостудии Дворца пионеров, художественной школе №1. Папа никогда не настаивал на том, чтобы я выбрала именно эту профессию, и не оказывал мне протекцию. Я самостоятельно поступила в КИСИ, самостоятельно училась, старалась «не подкачать». Единственно, он покупал мне дефицитный рулонный ватман, краски и кисти. Воспитывал меня так, чтобы я могла жить самостоятельно. В год, когда я поступила, начали преподавать по новой методике - у нас было много графики, занятий на развитие воображения. Я, как и папа, окончила КИСИ с красным дипломом. Моя дочь Дарья - тоже архитектор, продолжатель династии архитекторов Белицких. Могу точно сказать, он гордился мной, ему было приятно, что и я, и его внучка продолжают династию. Среди своих друзей и коллег я первый в чьей семье третье поколение архитекторов - так он заметил однажды.
Папа - мой пример в профессии. Он был не только талантливым архитектором, но и великолепно играл на гитаре и пел, шил одежду, освоил компьютерные графические программы, был легким на подъем, с тонким чувством юмора. Он был очень эрудированным человеком с большим интересом к жизни. У него замечательные, надежные друзья-архитекторы, с которыми они работали десятки лет, с которыми работаю сейчас и я. Они умели работать, умели и любили отдыхать: ходили в походы, сплавлялись по марийским рекам, катались по городу на велосипедах, играли в шахматы, зимой ходили на лыжах.
Кстати
Все статьи про династии архитекторов публикуются в «КВ» в рамках 80-летнего юбилея управления архитектуры и градостроительства исполкома Казани.
Справка
Владимир Белицкий (7.08.1948 - 18.12.2018) окончил с отличием в 1971 году архитектурный факультет Казанского инженерно-строительного института (КИСИ). Свою профессиональную деятельность начал в 1971 году в отделе по делам строительства и архитектуры Казгорисполкома. Более тридцати лет, с 1972 года, проработал начальником отдела согласования проектов и координации проектных работ Главного архитектурно-планировочного управления (ГлавАПУ). Заслуженный архитектор ТАССР, член Союза архитекторов России и РТ.
По проектам Владимира Белицкого построены административное здание, корпус пассажирского сервиса, пригородных касс, жилой дом, а также здание Республиканского центра перевозки почты на Привокзальной площади, здание ГИБДД и Центр хоккея на траве по Оренбургскому тракту, павильон «Сельхозтехника» выставочного центра «Казанская ярмарка», здание железнодорожной поликлиники по Сибирскому тракту, мечеть Хузайфа ибн аль-Ямани по ул. Фучика, здание Следственного комитета РТ по ул. Б.Красной и многие другие знаковые здания, формирующие облик современной Казани. Также Владимир Белицкий - автор проектов здания железнодорожного вокзала в Зеленодольске, комплекса АЗС в Мензелинске, спортивного комплекса санатория «Татгазпром» в Морквашах и других объектов.