Причем вместо обычных «гармошек» для почты в подъездах устанавливают антивандальные. Осуществление масштабной целевой программы, начавшейся в 2003 году, взяла на себя мэрия Уфы. В Казани налаживанием социального канала для общения власти и горожан пока занимаются отдельные энтузиасты.
Тему доставки корреспонденции наша газета подробно рассматривала в публикациях за 14 мая («Почтовый ящик: позабыт, позаброшен»), 21 мая («Казань без почтовых ящиков – что горожанин без адреса»), 4 июня («Казань без почтовых ящиков: почему до этого в городе никому нет дела?»), 10 июня («Почему 180 тысяч казанцев не имеют почтовых ящиков?»), 18 июня («Дома без почтовых ящиков: жильцы вынуждены назначать «дежурных по почте»).
ОПЫТ ТСЖ. В доме N
09 по улице Адоратского новенькие почтовые ящики вместо прежних разбитых установлены уже в четырех подъездах из восьми.- Мы не стали дожидаться чьей-то помощи, а сели с калькулятором, тщательно подсчитали предстоящие расходы и решили - обойдемся собственными средствами, – рассказывает диспетчер ТСЖ «Адоратского, 9» Нина Пеплова.
При выборе образцов «гармошек» жильцы оказались единодушны: раз уж ставить заново, то крепкие! Чтобы от удара кулака в металлическую лепешку не превращались… Так постепенно в подъездах после ремонта стали появляться на стенах ящики нового поколения: из прочного металла, с замками, которые трудно сломать. В восьмиподъездной десятиэтажке, сданной в эксплуатацию в 1990 году, 320 квартир. Замена почтовых секций в одном подъезде на 40 квартир обходится примерно в 10 тысяч рублей, емкость для корреспонденции одной квартиры стоит 240 рублей. Деньги для этих целей использованы из средств жильцов, собранных на текущий ремонт. При выборе образцов решили обратиться к местным изготовителям, давно работающим по заказам управлений почтовой связи многих регионов России.
МНЕНИЕ. - Считаю, для обновления почтовых секций могли бы выделить средства и управляющие компании Казани - из денег, направленных на капремонт, - представляет свои расчеты директор одной из казанской фирм-изготовителей Виктор Тарарыков. – Вот смотрите. Например, на дом N
054 по проспекту Ямашева для капремонта отпущено 37 миллионов рублей. В многоэтажке 640 квартир, значит, в среднем на каждую квартиру приходится 57,8 тысячи рублей. И 250 рублей – такова средняя стоимость одного ящика почтовой секции – составляет всего 0,4 процента этой суммы! То есть если потратить меньше полпроцента, то жители Казани в домах, подлежащих капремонту, получат новые удобные емкости для своей корреспонденции.А кто? Например, производственник Тарарыков считает, что для решения проблемы необходима целевая городская программа.
КАК У НИХ. Можно использовать опыт администрации Уфы. В 2003 году уфимские власти объявили войну почтовому вандализму. В Башкирии решили дать отпор хулиганам, вскрывающим почтовые ящики и изымающим их содержимое. И начали заменять обычные почтовые ящики на специальные антивандальные. Расходы по установке почтовых ящиков нового поколения финансируются из бюджета столицы Башкортостана. Хотя первоначально планировалось привлекать также средства населения и издателей. Но жители проигнорировали нововведение за их счет. Затем и руководители прессы, даже коммерческих изданий, подсчитав затраты, отказались от участия в совместном проекте.
Но в мэрии Уфы твердо решили: почтовые ящики нового поколения городу нужны! И принялись за дело. Об этом рассказал по телефону нашему корреспонденту начальник отдела целевых программ и работы с населением Управления предприятий жилищного хозяйства и инженерного обеспечения администрации Уфы Альфред Зинатуллин. Альфред Закиевич поделился планами на этот год – после проведенного капремонта в многоэтажках установить в этих домах 13 тысяч почтовых ящиков. При средней стоимости ящика в 250 рублей это обойдется городской казне в 3 млн 250 тыс. рублей.
И У НАС. А как планируют решить проблему доставки корреспонденции населению в Казани? Да никак. Характерный пример привел один из казанских производителей почтовых ящиков Сергей Стекольщиков. Заказы в их предприятие поступают из многих регионов России, в том числе из Архангельска, Республики Коми, из Пермской, Тюменской областей. Даже в далеком Благовещенске изъявили желание повесить казанские «гармошки» в многоэтажках Приамурья! Цифры заказа по Казани – ноль. Конечно, ведь Нижнему Тагилу новые почтовые ящики нужней, чем столице Универсиады Казани…
Видимо, в Казани население уже привыкло обходиться без нормальной доставки корреспонденции. Какие письма? Что вы, о другом надо думать! Вон сколько других приоритетных направлений, а тут вы со своими ящичками-ключиками. Нет уж, обождите, как-нибудь потом, может быть… А что обычный казанец в ответ? Опять же обычное: да и пошли вы тогда все куда-нибудь… Кто-то взял абонентский ящик на почте, другой покупает любимую прессу в киоске, третий встречает почтальона лично в дверях подъезда. Так поступают наиболее активные казанцы, интересующиеся жизнью города и республики. А многие из горожан на сломанные почтовые ящики уже давно и безнадежно махнули рукой, равно как и на сообщения об улучшении жизни от власть имущих. Эта огромная часть казанцев, по нашим подсчетам, составляющая население целого города из 180 тысяч жителей, просто пропала на радаре власти. Их нет на экране городской жизни. Утерян социальный канал общения власти и населения. Казанец без лишнего общения с властью проживет, а вот власть без населения – вряд ли. Ведь даже Чингисхан понимал: почтовое сообщение – забота государственная, поскольку служит оповещению населения о принятых сверху решениях. Главное назначение почты с монгольских времен сильно не изменилось. Так же, как и водопровод со времен Рима, содержание общественного транспорта и коммунального хозяйства – все это входило и входит в сферу интересов властей.