Волонтер Лейсан Каюкова: Раньше я жила по принципу «Моя хата с краю»

news_top_970_100

Фото предоставила Лейсан Каюкова

36-летняя Лейсан Каюкова из Казани с сентября 2022 года организовывает сбор вещей и продуктов питания для бойцов СВО. На эту деятельность ее вдохновил наш земляк, уроженец столицы РТ - Герой России Иван Жарский, которого Виталий, муж Лейсан, знает с детства: ребята вместе играли в футбол после школы.

Сборы ведутся при казанском храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на ул. 3-я Кадышевская, 12а и через соцсети и мессенджеры. «Жарский. Русская душа» - именно так называется небольшое гуманитарное движение, которое создала эта неравнодушная девушка. Костяк сообщества - более 100 человек. Про себя Лейсан говорить не любит и на интервью долго не соглашалась.

- Вот если бы я с 2014 года собирала гуманитарную помощь для бойцов и мирных жителей, то была бы молодцом, но тогда мне было не до печальных новостей, - грустно улыбнулась наша собеседница. - Мой отец следил за происходящим и постоянно говорил об этом, однако я отмахивалась: «Это не наше дело». Мне сейчас стыдно за такое поведение. И когда объявили СВО, у меня был шок: «Неужели в нашем цивилизованном ХХI веке такое возможно? Танки, дроны, солдаты…» Оба моих деда прошли Великую Отечественную войну. Дедушка по линии папы был снайпером, но я его не застала в живых, а вот второй дедушка меня нянчил, растил, воспитывал. Я выросла на его историях. Дед частенько говорил: «Эту Победу нам не простят». Старшее поколение, глядя на нас, детей, улыбалось: «Кушайте, гуляйте, отдыхайте. Главное, что войны нет». И тут на наш век выпала такая беда. Ребята идут защищать Родину. У меня были вначале страхи. Неужели все, что наши родители, дедушки и бабушки строили, может быть разрушено в один миг? Когда же объявили мобилизацию в сентябре 2022-го, я испугалась за своего супруга, ведь он офицер запаса. Первой моей мыслью было: куда бежать?

Тут Лейсан опускает глаза. Она человек совестливый, эмоциональный, ранимый. После объявления частичной мобилизации не могла встать с кровати три дня - настолько ей было тяжело морально и физически.

- Вечером на третий день сестра мне говорит: «Вот бы твою энергию и в благое дело. Может, тебе не лежать и убиваться, а помогать?» - продолжила девушка. - И тут у меня в голове будто лампочка включилась. «Надо найти кого-нибудь из ребят, собрать помощь для них, хоть отвлекусь от своих тяжелых мыслей», - подумала я. Как раз муж, вернувшись домой после работы, показал мне видео с подвигом Ивана Жарского: «О, смотри, это же Ваня, мы в детстве в футбол во дворе гоняли. Оба из Дербышек». Это было второе озарение - вот кому мы должны помочь: Ване и его товарищам. У нас с мужем были небольшие накопления - мы планировали поменять окна. Эта сумма и была нашим первым вкладом.

В последние годы жизнь Лейсан и ее семьи не только изменилась, но и подверглась большим испытаниям. В 2020 году неожиданно ушел из жизни отец Лейсан - ему поставили диагноз «онкология», буквально через две недели его не стало. Потом тяжело заболела ковидом мама, одновременно Лейсан лечилась от анемии, находясь на грани жизни и смерти. Близкие с опасением думали, что они могут не выжить, однако женщины оправились от недугов.

- Мы сначала помогали подразделению, в котором раньше служил Иван Жарский, а теперь помогаем еще нескольким подразделениям, - продолжила Лейсан. - С Ваней часто бываем на связи. Он очень ответственный человек, бережно относится к гуманитарной помощи, присылает четкие и подробные отчеты. Несмотря на свой молодой возраст, Ваня мудрый, проницательный человек. Скромный, порядочный, он трепетно относится к волонтерам, которые помогают бойцам, любит детишек.

Когда же Лейсан начала собирать гуманитарную помощь, ей пришлось столкнуться со сложностями и быстро многому обучиться. Каждые 50 - 100 рублей, по ее словам, первое время давались нелегко.

- Эти деньги были выстраданными, - вспомнила наша собеседница. - Кто-то, глядя на меня, спрашивал: «Сколько тебе за это платят?» Некоторые крутили у виска: «Лучше не высовывайся, зачем тебе это нужно?» Сейчас в моем окружении нет таких людей, но и на тех, кто так говорил, я зла не держу. Может быть, потому что сама в 2014 году не вникала в происходящее и жила по принципу «Моя хата с краю». Порою мне бывает очень нелегко собирать гуманитарную помощь. Ведь на это уходят силы, время, которые я могла бы потратить на свою семью, дом, работу, отдых. В прошлом году посмотрела фильм про аборты, где врач просил женщин, идущих на прерывание беременности, написать письмо своему неродившемуся малышу. «Почему ты не хочешь его рожать?» - просил доктор ответить на этот вопрос. Посмотрев этот фильм, меня в очередной раз озарило. А что, если я тоже напишу такое письмо бойцам в момент, когда хочу все бросить? Как я себя оправдаю? «Мне хочется подольше поспать, больше зарабатывать, я устала, и мне просто все это надоело…» Но ведь это пыль по сравнению с той работой, которую выполняют наши герои. Они делают для нас в разы больше, чем мы для них.

Что еще хочу сказать? Многие люди считают, что не могут помочь бойцам, а ведь помощь не всегда заключается в деньгах и вещах. Кто-то, к примеру, печет вкусные пироги, вяжет носки, умеет шить - все это лепта в большое дело. К примеру, одна девушка помогает мне развивать соцсети, где я размещаю информацию о сборах гуманитарной помощи. Каждый желающий может быть полезен в этом важном для всех нас деле.

news_right_column_240_400