Дорога к новому аэропорту (мы продолжаем по старинке так его называть, хотя про затерявшееся в глубине Советского района небольшое здание давно уже пора забыть - у него сейчас иные функции) и впрямь без претензий. Добротные фонари, ярко освещающие трассу, ровнехонькое асфальтовое покрытие - без ям и колдобин - не страшна оказалась ему нынешняя зима, повергшая в депрессию городские улицы. Вразумительные указатели, по которым несложно найти пункт следования...
И международный аэропорт «Казань» на первый взгляд выглядит вполне современно, с тщательно убранной территорией. На площади перед терминалами (зданиями аэропорта) к нам услужливо подбегают таксисты. Выясняется, что до Казани пассажиров могут подбросить всего-то за 500 рубликов. По уверениям водителей, такса неизменна в любое время суток.
Можно приехать в аэропорт и на своей машине, зарегистрировав на круглосуточной стоянке, оставить ее до своего прилета - за сутки придется выложить сотню рублей, еще дешевле поехать на автобусе, но они ночью не ходят, да и днем-то всего пять рейсов.
Через пару сотен метров нас встречает еще один драйвер, который с безнадежностью во взгляде предлагает подбросить всего за 200 рэ.
При входе в центральный терминал выясняется причина покладистости таксистов - немноголюдно... Снующие работники аэропорта, неизменные девушки в национальных одежках, ожидающие прилет очередной представительной делегации, и пара десятков встречающих - скоро самолет. Картина, далекая от международных стандартов, предполагающих круговерть и бешеный ритм. Одним словом, провинция.
Вместе со встречающими рейс Москва - Казань стараемся убить время ожидания. Не успев дома позавтракать, одна из нас решила попить чайку. Не найдя какой-либо вывески, толкаемся наугад в первую попавшуюся дверь. Как выяснилось, попали в зал ожидания вкупе с баром «Интурист». Здесь ни души. Хочешь - подходи к прилавку и бери что тебе вздумается. Правда, и выбор небольшой. Стандартный набор сладостей, газированных вод, пива и несколько бутербродов. Минут двадцать ушло у нас на то, чтобы изучить зал, заметить неубранные объедки на столе, оставшиеся после чьего-то ужина, мусор в углу... За это время никто не вышел и не поинтересовался нами. Так же пустынно было и в международном секторе, куда мы заглянули по пути в центральный терминал. Получается, делай что хочешь - никто не остановит?
Основное здание аэропорта, довольно респектабельное снаружи, внутри напоминает вокзалы восьмидесятых: требующий обновления интерьер, обшарпанные панели киосков, специфический «аромат» из общественного туалета. Кассы без очереди, несколько киосков и металлические стулья, на которых не больно-то посидишь в холодное время. Обслуживающий персонал по форменной одежде можно узнать лишь на таможне и в кассах. Остальные же: технички, дворники, продавцы, ИТР - одеты кто во что горазд. Непонятно, то ли пассажир перед тобой, то ли работник аэропорта. К кому обратиться, если появится необходимость?
Нас мучит жажда. Но ассортимент лишь одного работающего продуктового киоска довольно скуден: алкоголь, соки и газировка. На закуску чипсы и неизменный чак-чак. Наконец находим экспресс-автомат. Утолив жажду, продолжаем экскурсию. Если на первом этаже немноголюдно, то на втором - совершеннейшее безлюдье. Из зала, к которому примыкает наглухо закрытая комната матери и ребенка, доносится храп. В окружении огромных баулов на сдвинутых креслах, благо свободных мест во множестве, почивают смуглые молодцы. Правда, один бодрствует: по-бедуински поджав ноги, созерцает летное поле. Что ж, философское отношение к жизни у восточных людей в крови... Словно соскучившись по беседе, он дружелюбно отвечает на наши расспросы. Саид вместе с друзьями прилетел в три ночи из Душанбе. Все это время до семи вечера, когда они улетят в Москву, будет находиться здесь. Да, покушал - дороговато: за обед пришлось 500 рублей с носа выложить, но что поделаешь, одними мыслями сыт не будешь. Даже если они высокие и в небо зовущие... Над проблемой досуга таких пассажиров администрация головы особенно не ломает. Аэропорт - не дом родной.
Конечно, жилищем его не назовешь, но хотелось бы, чтобы он был более функциональным, предоставляющим спектр услуг для всех слоев населения, которые со вздохом облегчения ступают на твердую землю. Ведь по опросам ВЦИОМ, 84 процента населения боятся летать на самолетах.
...По пути на третий этаж заглядываем в медицинский кабинет. Судя по облупившимся стенам, грязно-зеленой краске, плохому освещению, ремонт здесь не делали с доперестроечных времен.
- Это уж не наша вина, - вздыхает медсестра. - Но зато есть все необходимое для работы: медикаменты, перевязочный материал. Первую помощь мы всегда оказываем.
И все-таки мы нашли оазис благополучия в международном аэропорту «Казань». Перед отъездом заглянули в терминал-2. Бесшумные электронные двери, интерьер по евростандартам, персонал в стильной форменной одежде. Как оказалось, отсюда вылетают пассажиры бизнес-класса. Ну что ж, хотя бы здесь управляющих ЕБРР на годовом собрании, которое пройдет в Казани в мае, встречать будет не стыдно.