ВЫ ЗАПАСЛИСЬ НАЗАВТРА ВАЛЕНТИНКАМИ?

Недавно Русской православной церкви передали мощи святого Валентина, который прославился до разделения церкви на православную и католическую, а значит, может считаться общим святым. К тому же Валентин вовсе не приветствовал внебрачной любви, как кажется нынешним молодым людям, а наоборот, настаивал на их узаконении, даже если этому препятствовали родители. Западноевропейская традиция отмечать 14 февраля День святого Валентина как праздник влюбленных пришла к нам недавно, поэтому в России до сих пор спорят, нужно ли его отмечать? Может, лучше вспомнить традиции своего народа?

news_top_970_100

Недавно Русской православной церкви передали мощи святого Валентина, который прославился до разделения церкви на православную и католическую, а значит, может считаться общим святым. К тому же Валентин вовсе не приветствовал внебрачной любви, как кажется нынешним молодым людям, а наоборот, настаивал на их узаконении, даже если этому препятствовали родители. Западноевропейская традиция отмечать 14 февраля День святого Валентина как праздник влюбленных пришла к нам недавно, поэтому в России до сих пор спорят, нужно ли его отмечать? Может, лучше вспомнить традиции своего народа?

Святых у христиан множество, хватает почти на всякий день в году. Однако лишь немногих почитают в народе. Светские и церковные традиции не всегда вступали в противоречие, часто церковь ассимилировала языческие празднества, подлаживаясь под них своим новым содержанием. Так зимние Колядки стали Святками, развеселая Масленица - сырной седмицей, приготовлением к Великому посту. Бывало и наоборот, когда день повиновения святой мученицы Татианы (226 год н.э.) стал светским праздником студентов и школяров.

Особенно яростно церковь искореняла древний языческий праздник Купалы, потому что в ночь накануне дозволялись внебрачные связи, снимались все сексуальные запреты. Православие боролось с этим обычаем вплоть до XVI - XVII веков, но есть письменные свидетельства, что даже в XIX - начале XX столетий в глухих деревнях, особенно дальних селениях новообращенных народов, этот обряд продолжали тайно в ночь на 25 июня по старому стилю.

По народным поверьям считалось, что в ту священную ночь духи предков особо покровительствуют влюбленным. Христиане, кстати, также отмечают в эту ночь разгул потусторонних сил - домовых, леших, водяных и русалок, которых, разумеется, надо всячески остерегаться.

Очевидно, ничего предосудительного в том свальном обычае не было. Люди издревле заметили, что зачатие в пору наивысшей солнечной активности (близко с днем летнего солнцестояния) благотворно сказывается на потомстве. В первые три месяца беременности женщина, зачавшая на Купалу, могла удовлетворить все свои запросы, поскольку с июля по сентябрь - самый урожай. А в последние три месяца беременной не рекомендуется тяжелый физический труд - как раз по зиме девки и бабы лишь пряли да ткали. Для новорожденного, появившегося на свет в марте-апреле, такой цикл тоже был наиболее благоприятным, поскольку первые месяцы жизни приходились на теплое время года, а с молоком матери он получал все необходимые микроэлементы и витамины из зелени и ранних овощей. А кормилица, оправившись после родов, уже была в состоянии включиться в посевные работы.

Не сумев искоренить народный обычай, христиане постарались совместить этот день с празднованием Рождества святого крестителя Господня Иоанна, прозванного затем в народе Иваном Купалой. Кстати, Предтеча, по евангельской версии, крестил новообращенных именно водой - язычники тоже в священную ночь предавались совместному купанию в реке. Так в народном сознании постарались совместить понятия казалось бы несовместимые.

А на следующий день по святцам праздновали день святых Петра и Февронии - в православной традиции покровителей семьи и брака. Кстати, их история действительно очень трогательная и поучительная. Сын муромского князя Юрия Владимировича Петр заболел проказой. В сновидении ему открылось, что излечит его дева Феврония, дочь пасечника из деревеньки Ласковой, что на Рязанщине. Петр отправился к ней и сразу влюбился, а Февронья, исцелив князя медовыми снадобьями, вышла за него замуж. Муромские бояре не захотели, чтобы ими правила бывшая крестьянка, изгнали молодых супругов из города. Однако вскоре на Муром пал гнев Божий в виде мора, горожане потребовали их вернуть. До самой смерти Петр с Февроньей мирно правили Муромом, сохранив любовь до конца дней своих: "жили они долго и счастливо и умерли в один день" (7 июля по новому стилю).

Как видите, и Купалу, и Петра с Февроньей можно сделать Днем всех влюбленных. Любовь - такое божественное чувство, что отмечать ее хотелось бы каждый божий день! А что до тлетворного влияния Запада, то я против всяких хэллоуинов и блоксбергов, связанных с разгулом нежити. Лишний же праздник влюбленных в день святого Валентина нам не помешает.

Степан ТИМОФЕЕВ.

news_right_column_240_400