Юрий Рерих, рыцарь кочевой цивилизации

В Казани преподаватели и студенты учебных заведений собрались, чтобы поговорить об одном из крупнейших востоковедов мира Юрии Николаевиче Рерихе на круглом столе «К вопросу единства культур на евразийском пространстве».

news_top_970_100
Автор фото: http://www.icr.su/

- Нашему круглому столу предшествовали два события большого культурного значения, - отметил руководитель Татарстанского рериховского культурного объединения Борис Зайцев. - Это прошедшая в октябре в Москве Международная конференция «110 лет со дня рождения Ю.Н.Рериха», в которой участвовали свыше 400 делегатов из 20 стран. Второе событие связано с нашим городом - это экспозиция в центре «Эрмитаж-Казань» из собрания фондов Государственного Эрмитажа «Кочевники Евразии на пути к империи». «Средняя Азия - это Египет будущего в смысле археологических раскопок», - проницательные слова Юрия Рериха, написанные им уже в возрасте 19 лет, процитировала Любовь Осипова, доцент Казанского энергетического университета. В ранней определенности научных интересов огромную роль сыграл его отец – великий художник, археолог и общественный деятель Николай Рерих. Как ученого его интересовали проблемы взаимодействия культур Востока и Запада, Индии и России. Он был убежден в том, что в глубокой древности существовал общий источник, сформировавший славянскую и индийскую культуры. С этой целью Рерихами была организована экспедиция в Индию и Центральную Азию. В ходе экспедиции Юрий Рерих, который в совершенстве владел более 30 восточными языками и множеством диалектов, посещал юрты кочевников, поднимался в недоступные горные монастыри - сокровищницы древнеиндийских, непальских и тибетских святынь. Результатом путешествий по Сиккиму и Бутану в Восточных Гималаях стала монография «Тибетская живопись», завершенная Рерихом в 23 года. Труд «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» рассказал об уникальной традиции особого стиля, свойственного древним жителям континента - от Южнорусских до Центрально-Азиатских степей. Материалы, собранные во время Центрально-Азиатской экспедиции, стали основой для целого института научных исследований «Урусвати», созданного Рерихами в Гималаях. После десятков лет работы там Юрий Николаевич приехал в Москву, где возглавил в Академии наук СССР сектор философии и истории религии Индии. За оставшийся краткий срок жизни, два с половиной года работы в Москве, он сумел возродить школу российского востоковедения, создать отечественную школу тибетологии, впервые в советской России начать преподавание санскрита, успел заложить фундамент новой науки – номадистики (изучение кочевых племен). Рерих подготовил к печати многотомный тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями, большое количество статей и научных трудов. - Вопрос единства и многообразия культур в современном мире очень дискуссионный, - продолжил тему круглого стола доктор педагогических наук, профессор КФУ Валериан Габдулхаков. - На образовательном и информационном пространстве расцветает проблема самоидентификации культур. И в этих условиях многие с трудом воспринимают теории единства. Но взглянем в древность. «Слово о полку Игореве» - памятник литературы Древней Руси - возник в XIII веке. В это же время в Волжской Булгарии Кул Гали написал бессмертную поэму «Сказание о Йусуфе». Поэт был странником, многие годы путешествовал по культурным центрам мусульманского Востока. И текст его произведения хорошо известен разным народам Поволжья, Урала, Сибири, Кавказа и в странах Азии. Размышления об общем в культурах - это отправной пункт для многих новых научных, методологических, педагогических поисков.

news_right_column_240_400