После торжественной церемонии вручения диплома Евгений Евтушенко прочел лекцию «Десять веков русской поэзии». В своем плотном графике Евгений Александрович нашел время для встречи с казанскими журналистами в Агентстве РТ по массовой коммуникации «Татмедиа».
- В моей жизни было много самых разнообразных наград, но звание почетного доктора Казанского университета - награда особенная. История КГУ - история совести нации. Казань всегда была для меня городом, где удивительным образом соединялись традиции и философские направления Европы и Азии, христианства, мусульманства, - признался Евгений Евтушенко. - Я часто выступаю перед молодежной аудиторией. Мне грустно видеть, что современная молодежь не знает поэзии. Так было и в Татарстане. По реакции зала я сразу понял, что практически все они впервые в своей жизни попали на вечер поэзии. Они не знали, как слушать. Это телевизионное поколение. После Ниагары попсы, пошлости, которые не прошли никакого литературного ОТК, им трудно воспринимать стихи. Особенно на слух. Установить с ними контакт очень нелегко, однако я вижу, как слушатели на поэтических вечерах меняются на глазах, их лица светлеют...
- Как по-вашему, времена для поэтов меняются или быть поэтом сложно в любое время и при любой власти?
- Настоящий поэт должен быть честен перед самим собой. А правду всегда трудно высказывать. За правду можно быть сильно наказанным во все времена. Мне силу говорить правду дают люди. Вы думаете, «Казанский университет» было так легко напечатать в те годы? Когда поэма вышла в «Новом мире», один поэт остановил меня на улице в Переделкино и спросил: «Я не понимаю, у нас что, новое правительство? Государственный переворот? Я просто не могу поверить и понять, как это могли напечатать?» Самое любопытное, что некоторые партийные руководители помогали мне собирать материалы для поэмы. Уже нет давно секретаря райкома или казанского горкома партии, который помог мне познакомиться со многими интересными документами по истории университета, о сложном, противоречивом периоде, когда здесь учился Ульянов-Ленин. Этот человек прекрасно отдавал себе отчет, чем это может для него кончиться. И я благодарен ему за мужественный поступок.
- Только что по телевидению прошли премьеры нашумевших сериалов «Сергей Есенин» и «Мастер и Маргарита». Очень интересно ваше мнение об этих фильмах.
- Сериал о Есенине - это позор. Такой фильм, конечно, может существовать, но только как версия, гипотеза, не больше. То, каким показан там Есенин, - все это неправда. Но и как факт искусства фильм скучный, неинтересный. Кстати, я первый снял Безрукова в своем фильме «Похороны Сталина», когда он еще был совсем мальчишкой. Роль поэта у него не получилась. Есенин блистательно, просто гениально читал свои стихи. А Безруков Есенина читать не может. Он играет откровенно плохо. Играет какого-то придурка, а Есенин никогда таким не был...
А «Мастер и Маргарита» смотрел урывками. Но мне показалось, что «Собачье сердце» Бортко намного сильнее. Не так давно по телевидению прошел и сериал «Идиот» по роману Достоевского. К этим фильмам можно относиться по-разному, но нельзя не признать, что они играют роль пропагандистов творчества замечательных писателей. Вы знаете, после показа по телевидению «Идиота» книги Достоевского стали одними из лидеров продаж. И это здорово, что благодаря телефильмам люди начинают интересоваться настоящей литературой.
Вообще, сейчас Россию объединяет телевидение. Это мощное идеологическое оружие. И налицо зомбирование населения. Даже сатирики превратились в обслуживающий персонал, за исключением разве что Михаила Задорнова. Совсем немногие артисты держат марку.
- Евгений Александрович, у вас был какой-нибудь самый запоминающийся, самый необычный Новый год?
- Был... 19 лет назад. Это день моей свадьбы. После довольно тяжелого развода у меня было плохое настроение, и как раз в тот момент я встретил замечательную молодую девушку. Ее любовь помогла мне справиться с депрессией, хандрой. И мы решили пожениться 31 декабря. Так что Новый год для нас двойной праздник.
Ольга ИВАНЫЧЕВА