Пановка, да не та
В Татарстане Пановки две. Одно село находится в Пестречинском районе, там печально известная исправительно-трудовая колония. А другое раскинулось на берегу речки Киндерки в шести километрах от Высокой Горы. О нем и пойдет речь.
История и современность переплетаются здесь очень тесно. В Пановке много интересного - и название, и старая церковь, и забытый керамический водопровод.
К Пановке примыкают еще два селения - Пермяки и Эстачи. Все они основаны во второй половине ХVI века сразу после завоевания Казани войсками царя Ивана Грозного. Упоминание о Пановке и действующей в ней Николаевской церкви с ее приходом содержит ревизская сказка No57 от 1834 года. Покопавшись в старинных книгах, можно узнать, что название село получило от четырех семей однодворцев - основателей деревни. Они жили в достатке и потому звались панами. В церкви Пановки до революции находились иконы Казанской Божьей Матери и святого Николая Чудотворца. До сих пор ходит легенда, что последняя каким-то чудным образом явилась на ключ рядом с селом. Кстати, некоторые жители видели икону святого и чудотворного Николая и в советское время.
- В довоенные годы недалеко от нашего дома стояла небольшая часовня, - рассказывает мне старожил Владимир Гордеев. - Внутри нее находился колодец с чистой прозрачной водой. На дне ключа лежали разноцветные стекла и икона святого Николая Чудотворца. Старые люди часто приходили туда и усердно молились.
За огромными коттеджами казанцев, раскинувшимися вдоль асфальтированных улиц в центре села, у окраины стоят небольшие почерневшие от времени деревянные избы коренных жителей. Сразу обращаешь внимание на местный диалект, совсем не характерный для Заказанья, - оканье. Оказывается, в старину так говорили не только паны-однодворцы, но и все село.
В ХIХ веке в Пановке работала солидная казанская организация - водоканал. «Пановская ключевая сеть» в то время по проложенному водопроводу снабжала всю Казань питьевой водой. Родниковая вода из многочисленных ключей собиралась в керамические трубы и шла под землей вдоль оврагов к селу Аки (недалеко от Дербышек). Там она сливалась в резервуар, а потом через село Нагорное поступала в город. Между прочим, забытый водопровод работает и поныне. Только сейчас недалеко от Аков вода просто выливается в реку Киндерку. Важная деталь: в достатке пановские крестьяне жили именно благодаря водопроводу. Плата пешему рабочему по очистке киндерских ключей за день составляла на нем от 70 до 90 коп., конному - 1 р. 20 коп. Это были весьма неплохие для тех лет деньги...
Школу жалко
Директор Пановской 9-летней школы историк Равиль Салиев рассказывает, что в ХIХ веке в село приезжал друг Пушкина поэт Боратынский. А после революции сюда с агитбригадой и лекциями нагрянула Надежда Крупская. После этого на базе местной школы начали проводить курсы усовершенствования сельских учителей. Местные долгожители помнят и о том, как после войны в Пановку к одному своему другу частенько наведывался находившийся в казанской ссылке Василий Сталин. Людей он сторонился. А они боялись его хмурого недоброго взгляда.
В Пановской школе есть маленький местный музей. Среди традиционных экспонатов - ручной ткацкий станок, столярные и плотницкие инструменты, бросается в глаза непонятная железяка с крючком и шипами на концах.
- Это инструмент, которым размельчали сандальное дерево, - поясняет директор. - В виде высушенных опилок оно применялось для обработки мехов. В XVIII - XIX веках здесь работал сандальный цех, а опилки на лошадях увозили на меховую фабрику в Казань.
директор переключается на свою боль:
- От закрытия школы село многое потеряет, - считает Равиль Зуфарович. - Сельская школа - это не только детское образование и воспитание. Это визитная карточка местных жителей и определенный нравственный барьер. Если его не будет, начнется деградация. Деревенская школа - костяк сельской интеллигенции.
Ожидание
Села Пановка, Пермяки и деревня Эстачи ( от тат. «уста» - мастер) составляют Совет местного самоуправления. В них, не считая приезжих и дачников, проживают 513 человек. Для сравнения: в конце ХIХ века в этих селах жили 1460 человек, а в Высокой Горе на пути Сибирского почтового тракта - только 840. Пановка и Пермяки газифицированы. Сюда из Казани несколько раз в день ходит рейсовый автобус, благо асфальтовую дорогу из Высокой Горы проложили еще в середине 80-х.
- До этого мы пешком ходили в райцентр, а иногда и в Дербышки, до которых напрямую 15 километров, - вспоминает старожил Алексей Михеев.
Дяде Леше семьдесят девять лет. Всю жизнь прожил в Пановке, работал трактористом, шофером, кочегаром и даже парикмахером. «На все руки от скуки», - шутит пенсионер. Прекрасно зная окрестности, он до сих пор на стареньком трехколесном мотоцикле «Урал» ездит в лес за орехами, грибами и ягодами. Минувшей урожайной на лесные орехи осенью он собрал их несколько мешков. Еще дядя Леша любит на утренней зорьке посидеть на берегу пруда с удочкой - половить окуньков и карпов.
Молодежь Пановки, конечно, сориентирована на город. Причина, как везде в селе: нет работы и достойной зарплаты. Большинство сельчан ездят на работу в Высокую Гору или Казань.
Кроме школы в Пановке есть почта, детсад, продуктовые магазины. На просторных полях ежегодно сеют пшеницу, рожь, кормовые культуры. До недавнего времени было развито и животноводство. Однако в этом году ферму закрыли, а животных перевезли в другое место.
До сих пор на возвышенности у пруда стоит полуразрушенная Николаевская церковь, построенная в 1824 году. По словам Татьяны Закамской, заместителя председателя Совета местного самоуправления, чтобы отстроить ее заново, нет средств. Нет пока и спонсоров. Между тем в Высокой Горе точно такая же церковь отреставрирована в 90-х годах и работает. Жители Пановки не отчаиваются. «Всему свое время. Когда-нибудь наступит и наш час», - считают они.