Особенно подробно Зульфия Ильсуровна остановилась на том, могут ли «встраиваться» компоненты препарата в ДНК человека или каким-то образом влиять на ее структуру:
— Та вакцина, которая сейчас используется в нашей стране, действительно разработана генно-инженерным методом. Но частички вирусного генома COVID-19 вложены в так называемый вектор — безопасный для организма аденовирус. При попадании в организм он не размножается, поэтому неверно говорить о том, что может встраиваться в геном человека. Хотя бы потому, что вирус имеет совершенно другую химическую структуру. На сегодня нет никаких подтвержденных доказательств, что коронавирус может встраиваться и менять ДНК человека. Так как это структура, которая не проникает в ядро генома.
Теперь по поводу распространенного представления о том, что вакцинация сродни чипированию. Генетик заверила, что таких технологий пока не существует. Хотя ДНК-чипы — технология, которая активно используется в медицине и биологии.
Тему об индивидуальных особенностях реагирования на коронавирус продолжил вопрос, с какой группой крови люди больше подвержены заражению. Оказалось, есть наблюдения, согласно которым более тяжело заболевание протекает у людей со 2-й группой крови. На характер течения также влияют сопутствующие факторы: ожирение, диабет и другие. В целом именно генетическое разнообразие людей обуславливает восприимчивость к вирусу и характер течения болезни. Впрочем, предметно говорить о генах, которые отвечают за естественный иммунитет от коронавирусной инфекции, пока рано. Как это работает, еще не изучено.
Именно поэтому специалисты рекомендуют все-таки защититься от вируса с помощью вакцины. Даже при том, что появляются новые штаммы COVID-19, прививка — единственное верное решение. С одной стороны, вирусы действительно подвержены мутации, с другой — чем быстрее население с помощью вакцинирования затормозит распространение инфекции, тем сложнее вирусу будет циркулировать. По утверждению разработчиков, те вакцины, которыми располагает Россия, эффективны для всех выявленных штаммов. Да, вирус будет мутировать, и чтобы не проиграть эту гонку, надо остановить процесс его передачи. Что касается сроков ревакцинации (то есть когда прививку нужно будет делать снова — через год или два), то, скорее всего, ясность внесет исследование на уровень антител у каждого привитого ранее человека.
Стоит отметить, что Зульфия Ильсуровна много лет руководит сферой медико-генетического консультирования в Татарстане. В ходе разговора она отметила, что в последнее время специалисты этого направления отмечают растущую тенденцию к осознанному материнству и отцовству, что очень радует. Ведь порой даже у внешне здоровых родителей выявляются скрытые генные мутации. Именно поэтому к планированию беременности стоит подходить ответственно всем без исключения и не обходить стороной генетическое консультирование. Особенно это касается групп риска — когда у кого-то из супругов есть хроническое заболевание и необходимо постоянно принимать соответствующие препараты, а также если у пары были неудачные беременности или случаи рождения нездоровых детей.
В заключение эфира вновь рефреном прозвучали слова о безопасности вакцины для репродуктивного здоровья. Но при этом все-таки желательно, чтобы беременность наступила не ранее чем после трех-четырех месяцев после прививки. А лучше — через полгода. Отказываться от самой возможности получить защиту врачи не рекомендуют. Ведь особенно тяжело переносят вирус именно беременные.