Организаторами мероприятия выступили Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан. В столицу Татарстана съехались уполномоченные по правам человека из всех регионов России, чтобы в течение трех дней обсудить насущные проблемы по своей деятельности. Программа первого семинара была посвящена выработке методологии подготовки докладов уполномоченных по правам человека. Как писать доклады, какие задачи преследует доклад уполномоченного по правам человека, целевая аудитория, работа с источниками информации, критика действий и решений государственных органов - все это стало предметом обсуждения на семинаре. Вот что рассказала перед началом семинара Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан Сария Сабурская:- К сожалению, общих методологий подготовки таких докладов нет. И особенно сложно бывает тем, кто только приступил к работе, только что избран. Сегодня состоится обмен мнениями и некий методический семинар по вопросам подготовки этих докладов, взаимодействию с органами государственной власти в ходе подготовки. Но самое главное, разговор пойдет о том, какой должен быть результат по итогам этих докладов. Потому что уполномоченный не тот, кто должен рассказать и показать ситуацию, которая складывается в регионе. Он должен сделать определенные выводы и предложения, которые в конечном итоге будут приняты органами государственной власти для дальнейшей реализации. В тот же день собравшиеся обсудили вопросы компетенции уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в части, касающейся защиты прав жителей своего региона на территории других субъектов Российской Федерации, защиты прав граждан, предположительно нарушенных другими гражданами или частными юридическими лицами, защиты прав граждан, предположительно нарушенных территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, защиты права граждан на свободу мирных собраний. Во второй день семинара был сделан обзор международных норм и механизмов по правам человека для борьбы с дискриминацией. Обсуждались такие вопросы, как борьба с расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью, борьба с дискриминацией на основе религии или убеждений. Состоялась презентация опыта Республики Татарстан по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан. «Насколько такие семинары полезны?» - с таким вопросом мы обратились к заместителю руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Георгию Кунадзе.- Суть семинара «Предотвращение дискриминации по этническому и конфессиональному признакам» в том, чтобы познакомить российских уполномоченных субъектов федерации с передовым опытом таких же национальных и региональных правозащитных институтов других стран. Такие институты в странах Западной Европы больше занимаются теми проблемами, где нарушения прав трудно выявить с точностью до сотни процентов. Они, например, занимаются вопросами дискриминации, понимая под дискриминацией любые выявления неравенства. Дискриминация - это то нарушение прав человека, которое в общем действительно точно установить невозможно. Например, не берут на работу инвалида или женщину среднего возраста. Никто же не скажет, что мы вас не берем, потому что вы инвалид или женщина средних лет. Но при этом всем понятно, что это акт дискриминации. Вот такими вопросами занимаются национальные правозащитные институты других стран. Занимаются давно и очень профессионально. У наших уполномоченных, к сожалению, пока такого опыта немного. - Вы говорите, что у уполномоченных недостаточно опыта работы по вопросам дискриминации. Проблема только в этом?
- Опыт работы есть, но проблема вот в чем: если нельзя, например, доказать документально, что человек подвергся дискриминации, то может ли дальше уполномоченный своим решением оценить это как акт дискриминации? Не припишут ли ему попытку несправедливого обвинения? Эта проблема не только смелости уполномоченного, но и проблема гражданского общества. Потому что международный опыт состоит в том, что если национальный правозащитный институт выступает со своей оценкой, эта оценка имеет очень большой вес, потому что пользуется поддержкой общества. В нашем случае возможности уполномоченных на федеральном и региональном уровне не скажу, что резко ограничиваются, но в какой-то мере лимитированы пассивностью общественной реакции. Уполномоченный выступил, а потом может ничего дальше и не случится. И это серьезная проблема.
- Опыт работы есть, но проблема вот в чем: если нельзя, например, доказать документально, что человек подвергся дискриминации, то может ли дальше уполномоченный своим решением оценить это как акт дискриминации? Не припишут ли ему попытку несправедливого обвинения? Эта проблема не только смелости уполномоченного, но и проблема гражданского общества. Потому что международный опыт состоит в том, что если национальный правозащитный институт выступает со своей оценкой, эта оценка имеет очень большой вес, потому что пользуется поддержкой общества. В нашем случае возможности уполномоченных на федеральном и региональном уровне не скажу, что резко ограничиваются, но в какой-то мере лимитированы пассивностью общественной реакции. Уполномоченный выступил, а потом может ничего дальше и не случится. И это серьезная проблема.