ЖИЛЬЦЫ И ЖКУ СУЩЕСТВУЮТ В РАЗНЫХ ИЗМЕРЕНИЯХ

На протяжении нескольких лет казанский пенсионер Михаил Артюшин хочет добиться от жилищников лишь одного - простой справедливости. Чтобы в расчете с жилищно-коммунальными платежами было как в магазине - заплатил 9 рублей за буханку хлеба и получил ее. Не батон, не десять килограммов сухарей, а одну буханку хлеба - и обязательно за свою цену, а не по стоимости кремового торта. Все, что нужно Артюшину, - покупать сколько нужно ему как жильцу-покупателю, а не ненасытным продавцам - жилищно-коммунальным службам.

news_top_970_100

Однокомнатная квартира в новом доме №66 по улице Четаева Ново-Савиновского района досталась Михаилу Андреевичу по Программе ликвидации ветхого жилья в 2001 году. Переехал он сюда с улицы Карла Маркса. Тогда, собственно, и начались его отношения с ЖКУ «Меридианный».

Михаил Артюшин имеет высшее техническое образование, всю жизнь проработал в системе образования, во всем любит точность. Многое его возмущало поначалу в работе своего ЖКУ. Например, то, что счет-фактуру ему всегда приносят без подписи. А иногда даже и без печати. «Подумаешь!» - заявляют ему в ЖКУ.

- Это же финансовый документ! - возмущается Артюшин. - Разве можно так небрежно обращаться с такой важной бумагой. Я даже пометки тут никакие не делаю.

Правда, со временем отсутствие подписи на платежке оказалось не столь важной проблемой - появились более серьезные. Вместо имеющихся 33,50 квадратных метра общей площади квартиры ему в счете в течение 2002 года проставляли 35,52. Мелочь, казалось бы, незаметная цифра, но от нее зависит плата за наем. «Опечатка», - сказали Артюшину в ЖКУ. Но и это в общем-то пустяки. Главные претензии жильца по четырем строчкам счета-фактуры - электроснабжение, горячее водоснабжение, водоснабжение, канализование. Суть проблемы в том, что данные квартирных счетчиков на свет и воду, которые Артюшин предъявляет в ЖКУ, бухгалтерами игнорируются. Михаил Андреевич тщетно пытается доказать, что он не потребляет и половины предъявляемых жилищниками к оплате объемов электроэнергии и воды.

- Продавец не вправе навязывать мне размер покупки, - говорит Михаил Артюшин. - Конечно, есть норматив потребления электроэнергии - на 1 человека 70 кВт/час. Но если я столько не потребляю? Вообще не понимаю, как можно жить по нормативам. Я сам купил себе счетчик электроэнергии и ежедневно снимаю с него показания. У меня учитывается каждый день. В среднем в день набегает 0,4 кВт/час электроэнергии, в месяц - 8 кВт. Это в летнее время. В зимние месяцы в короткие дни расход больше - примерно 20 кВт/час в месяц. ЖКУ же ежемесячно выставляет мне сумму за 50 кВт/час. А в 2003 году у меня вообще счетчика не было, и я платил по нормативу за 70 кВт/час в месяц. Как будто в квартире установлены станки! Последние показания счетчика, которые я предъявил в бухгалтерию ЖКУ на 1 июня 2004 года, - 77 кВт/час. Это цифра за пять месяцев этого года. Простой расчет: берем мои 60 кВт/час, которые я израсходовал в первом квартале 2004 года (это в среднем 20 кВт/час в месяц), умножаем на 85 копеек (стоимость 1 кВт/час) - получаем 17 рублей. За 3 месяца - 51 рубль. В счете-фактуре же, не обращая внимания на показания моего счетчика, мне ставят в месяц 42 рубля 50 копеек в месяц. За квартал это 127 рублей 50 копеек. Итого я переплачиваю 76 рублей 50 копеек за три месяца. Во втором квартале израсходовал 22 кВт/час. И тоже переплатил. В бухгалтерии ЖКУ мне так и сказали, что меньше, чем 40 кВт/час, они ставить не могут - не положено. Вот и получается, что за 5 месяцев этого года вместо 77 кВт/час, которые показал мой счетчик, я заплатил за 240 кВт/час по счету-фактуре.

То же самое с водой. «Все деньги сливаются в канализацию», - говорит Артюшин. Счетчики на потребление холодной и горячей воды установлены в его квартире 17 февраля 2003 года. До этого Михаил Андреевич также платил по нормативу. Сравнению эти цифры не поддаются - реальное потребление в десятки раз меньше.

- Я подсчитал, что в среднем трачу 200 литров горячей и 500 литров холодной в месяц, - объясняет Артюшин. - По счету-фактуре, который предъявляет ЖКУ, в среднем у меня выходит по 3,2 кубометра горячей и 7,6 кубометра холодной воды. Для тех, кто не знает, - в 1 кубометре 1000 литров. Получается, что в месяц я потребляю 11 кубометров воды. Вы только представьте: 11 тысяч литров!

Сейчас в счете-фактуре к оплате проставлены нули. Но в этом тоже есть подвох, считает Михаил Андреевич. Это, по его мнению, все равно что брать деньги из одного кармана и перекладывать в другой, не возвращая при этом реальных денег покупателю. Переплаченная сумма, не возвращается, она вычитается из долга. Но не с учетом количества потребленной жильцом воды, а по данным ЖКУ.

- Я тщательно веду все эти расчеты не из одной только экономии, - говорит Артюшин. - У меня ведь, собственно, нет особых претензий к тарифам - я готов платить. Но не переплачивать - это дело принципа. Почему из меня сделали среднестатистического жильца, который должен платить усредненную сумму за себя и своего соседа или за весь подъезд? Для чего тогда вообще нужны индивидуальные счетчики или весы в торговле?

Мы в свою очередь обратились в бухгалтерию ЖКУ «Меридианный». Бухгалтер разговаривала безапелляционно:

- Меньше 40 кВт/час в месяц человек использовать не может. Не может и все! Есть же у него холодильник, а он не меньше 40 кВт/час «сжирает». Прибавьте к этому свет, утюг. Надо прислать к жильцу электрика, наверняка у него неисправный счетчик.

Счетчик исправный. Просто очень экономный и рачительный, как и его хозяин. В квартире Михаила Артюшина действительно нет холодильника, который он называет гноильником. Спросите, где он тогда держит мясо, масло, яйца или другие продукты? Вообще-то это его личное дело, но ответим, чтобы было все ясно. Мясо он не ест вообще. Если купит куриный окорочок, сразу варит суп. Яйца покупает максимум по пять штук, варит - они несколько дней не портятся. Масло у него хранится в холодной воде. И никаких запасов скоропортящихся продуктов - зачем держать лишнее? Вам интересно, почему пенсионер тратит так мало воды? Потому что не льет попусту воду день и ночь. Например, таз воды используется три раза - сначала для мытья головы, затем для стирки белья, а потом она идет на смыв в туалете. Но к чему все эти объяснения? Они не касаются ни нас, ни ЖКУ. Гораздо важнее то, у жильца есть данные о потребляемых им услугах, за которые он готов платить, но не переплачивать.

Алсу МУБАРАКШИНА.

news_right_column_240_400