От гида до стендапера один шаг
Мы договорились встретиться в самом начале туристической мекки Казани – улице Баумана. К станции метро «Кремлевская» автор прибыл на пять минут раньше условленного срока и провел это время с максимальной для себя пользой – разглядел бронзовую скульптуру «Конь-страна». Времени на это прежде не находилось. Творение финского скульптора татарского происхождение Рафаэля Сайфулина не отозвалось ни в одном из уголков души. Ассоциации со страной и семейством лошадиных относили лишь к гоголевской птице тройке. Но тут возникал так популярный у доморощенных психотерапевтов когнитивный диссонанс: обращение «Русь, куда ж несешься ты?» к тому, кто стоит как вкопанный. Хотя, возможно, широко известная прибалтийская стремительность, исходя из нынешнего гражданства автора изваяния, нашла в этом свое отражение.
Была еще надежда на то, что скоро появится дока, и все объяснит мало смыслящему в современном искусстве горожанину. Но пояснение Данила было кратким, словно абзац из «Википедии».
- Мы редко сюда доходим с экскурсиями, - признался он.
Уверенный в себе человек не боится признать свои недоработки.
- А может, это конь, который оторвался от упряжи кареты Екатерины II - той, что недалеко отсюда?
- А знаете, а это идея!
- Я пошутил.
- Понял, но в этом что-то есть, - оценил с лучезарной улыбкой мой собеседник.
В этот момент пришло понимание, почему не покидало ощущение, что мы где-то раньше уже виделись. Дело в том, что у экскурсовода Данилы Абдулхаева неплохие шансы стать победителем в конкурсе двойников одного из бывших резидентов «Comedy Club». Даже в интонации речи и манере общения улавливается нечто общее.
- Вам часто говорят, что похожи на одного известного стендапера?
- По крайней мере, вы не первый.
- Знаете, думаю, это не случайно. У стендаперов и экскурсоводов, и в самом деле, есть немало схожего: те и другие выступают перед живой аудиторией, говоря напрямую со зрителем, а их речь состоит из историй, разве что у комиков больше шуток. По крайней мере, должно быть.
- Не без этого. Надо же понравится группе, вот и включаешь обаяние. В январские праздники тем более скучать не приходилось, потому что народ с хорошим праздничным настроением, все веселые. Большая часть, по крайней мере. Поэтому и больше шутить на маршруте приходилось.
«Не нужен нам берег турецкий…»
- В среде юмористов кого только нет по основной профессии. А среди экскурсоводов?
- И у нас точно так же. Среди экскурсоводов немало учителей, инженеров, врачей… Но, что касается меня, то я, можно сказать, профессионал - специалист по сервису и туризму, выпускник факультета «Экономики менеджмента и туризма» Казанского института культуры. Поступил сразу после школы.
- А кто родители? Как отнеслись к такому выбору сына?
- Мама и папа – заводчане: он – слесарь-сборщик, она – на контроле качество. Короче, отец сбирает, мать проверяет. К выбору отнеслись спокойно. «Главное, – говорят, чтобы тебе нравилось». Помогли во время учебы. Родители и первые слушатели моих экскурсий. На них проверяю.
- «Экономики менеджмента и туризма», это не совсем то, чем сейчас занимаетесь.
- Во время учебы, отправляли на практику туристическим гидом и в регионы России, и в Турцию. После защиты диплома в 2015 году остался в Казани. Все-таки. Были варианты с заграницей: та же Турция, как летнее направление, а на зиму в Юго-Восточную Азию – Вьетнам и прочее или Арабские эмираты.
- «Не нужен нам берег турецкий и Африка нам не нужна»?
- В общем, да. Так если, только отдохнуть. Стремиться во чтобы-то ни стало за рубеж, думаю, не правильно. Для меня, по крайней мере. Вот и решил попробовать себя в роли гида в родном городе. На тот момент Казань после Универсиады уже стала крупным туристическим центром.
- Тем более, образование позволяло…
- На самом деле, мой диплом вуза не давал каких-то преференций. Как все новички в этом деле, поступил на курсы экскурсоводов. В Казани просто так нельзя войти в эту сферу. Официально, по крайней мере. Окончил курсы при КФУ, потом еще дополнительно получил аккредитацию для работы в Казанском Кремле.
- А где сейчас трудоустроены?
- Я самозанятый. Сотрудничаю с экскурсионным центром. Он формирует в основном сборные группы из тех, кто покупал туристический продукт заранее или уже по прибытию приобрел. Все они собираются в одном месте в назначенное время и попадают в мои руки, так сказать.
Хотя обзорные экскурсии, это для тех, кто в первый раз приезжает к нам. У тех, кто уже бывал прежде, в общем знакомы с городом, им уже интересны детали, что-то новое. Такими больше востребованы авторские экскурсии. У меня это: «Городские истории – Баумана, Черное озеро и музей Городская панорама с макетами зданий в разные времена; «Тайная жизнь» - проходит по району бывших Дегтярки и Суконки, «Мистический парк» – сад «Эрмитаж» и Пушкина с рассказом об улице красных фонарей и питейных заведениях. Есть и другие.
На самом деле, сейчас много предлагается авторских маршрутов, но чаще, это уловка. И люди клюют на нее. А в итоге получают в лучшем случае кальку с чего-то. Разработка такого маршрута – дело затратное во всех смыслах: придумал, прописал, протоптал своими ногами…
- А как и когда приходят идеи авторских экскурсий?
- Это что-то сродни мозгового штурма. В разговорах с коллегами поднимаем какие-то темы, так приходят идеи, потом собираешь материал, продумываешь маршрут, корректируешь… А когда? Так вот как раз в такое затишье, как сейчас – одна-две экскурсии в неделю.
Например, прошлой зимой пришла идея маршрута «Нео-Казань», когда ездим по городу вроде как с обзорной экскурсией, но рассказываем не исторические факты, а о сегодняшней жизни нашей столицы: ЖК «Арк-сити», парк «Белые цветы», Национальную библиотека, музей ретро автомобилей «Казань ретрокар»… Ну то есть показываем, чем сегодня живет город. Хотя, конечно, классика жанра – обзорные экскурсии, Свияжск, Раифа и другие всегда будут. Но новые и новые потоки необходимы с возрастанием туристического потока и его спиралей.
Жалобная книга
- Сейчас, своего рода, мертвый сезон. Чем заняты экскурсоводы в это время?
- Как говорил уже, что-то новое придумываем. Вдобавок у нас грядет аттестация в связи с поправками в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», вступившими в силу с сентября прошлого года. Этим законом введено Положение об аттестации экскурсоводов (гидов). Так что по всей стране сейчас экзаменационная пора. Готовимся и мы. Госкомитет республики Татарстан по туризму определил пройти аттестацию до 1 июля. Новые бейджи получим.
- Чем-то эта процедура будет отличается от аккредитации? И вообще не боишься, что завалят, работу потеряешь?
- Думаю, что примерно тоже самое будет, что уже проходили когда-то. Кто давно в теме, тому не страшно. Есть, конечно, мандраж легкий, как и перед любым экзаменом, но не более. Опять же Гильдия экскурсоводов проводила собрание, и там представители Госкомитета успокоили, что ничего страшного в этом нет. Сказали, типа, работайте, как раньше, никакого велосипеда изобретать не собираются.
Это новичкам и тем, кто легализоваться надумает, вот им непросто, скорее всего, будет. Зато порядка больше станет. Да и на левых экскурсоводом, надеемся, теперь проще управу найти будет. Они ведь портят репутацию не только нам, но и городу. Сколько раз приходилось слышать, что кого-то или кинули, или не те услуги, что были заявлены, предоставили.
- А какие еще репутационные потери есть? Вы же буквально на передовой туристического фронта. Наверняка, не только хвалебные отзывы о Казани приходится слышать.
- Ну так, чтобы критика была, то нет. А вот на недостатки, бывает, действительно указывают. Например, несмотря на то, что Казань провозгласили гастрономической столицей России, есть проблемы с тем, чтобы отведать татарскую кухню.
Национальный фаст-фуд выручает, но это не то, чего многие ожидают. Хотя, в целом к общепиту претензий больших, вроде бы, нет. Но по ненадлежащему отношению обслуживающего персонала, небольшие порции и тому подобное, приходится слышать замечания. Опять же, обманываются в ожиданиях расширенного рыбного меню. Мол, Казань стоит на берегу Волги, а рыбы нет.
С туалетами, порой, накладки. Они вроде бы и есть, но закрываются в 20 часов, а летом экскурсии много позже заканчиваются. Приезжаешь на объект и начинается процесс поиска ближайших кустов.
- Вам впору жалобную книгу заводить и отдавать ее по окончании сезона в Госкомитет по туризму.
- На самом деле, предложения от нас собирают, и с ними ведется определенная работа.
- А график уже есть по прохождению аттестации в Госкомитете?
- По мере комплектации, насколько знаю, будет проводится. Заявки подаются через портал «Госуслуги», набирается группа 20 человек, и определяется дата экзамена. С февраля, думаю, начнется. Нас много, порядка 600 человек, так что затягивать смысла нет. Сам планирую на март. Еще надо успеть съездить отдохнуть надо, пока есть возможность. Отпуск все же требуется.
- А где отдыхают казанские экскурсоводы?
- Пока не определился конкретно с местом. В теплые края хочется. Отдохнуть, в том числе и от зимы. Там, где тишина и умиротворение. Набраться сил на новый сезон.
Новогодний «сенокос»
- Теперь, давайте, о «горячей» поре поговорим. Оправдали ли новогодние каникулы ожидания казанских экскурсоводов?
- Еще как! Можно сказать, вдвойне. Работы было много, но мы справились. Помогали людям окунуться в праздничную атмосферу. Тем более, у нас она на высоте. Казань, по признанию многих, по новогодней иллюминации отличается в лучшую сторону от других региональных центров нашей страны. Москва и Питер, конечно, не в счет.
Опять же новые локации появляются. Так Казанский кремль установил в этом году новогоднюю елку, ярмарка там же. Водили туда туристов. Надеемся, летом кремль тоже порадует какой-нибудь новинкой.
- Каким был ваш рабочий график 31 декабря и 1 января?
- 31 декабря закончил работу в 16 часов, 1 января начал в - 12, закончил в 21. 2 января уже с 10 утра и до 21-го, ну и так далее.
- У кого когда сенокос. У вас, выходит, в Новый год. Интересно, а кто они – первые туристы 1 января?
- В основном, люди семейные и более старшего возраста. Но в полдень автобус был заполен больше, чем наполовину, а на второй уже мест свободных не было. Честно говоря, не думал, что в этот день будут желающие поехать на первую экскурсию. Опять же в этот день гораздо легче работать, народа не так много, и объекты все свободны.
Ну и морозы вносили свои коррективы, люди из автобуса вообще выходить не хотели.
- Зато, наверное, живенько экскурсии проходили, никто не отбивался.
- Это, да. Все гуськом за тобой, как за первоклашки учительницей. Не то что летом. И голос напрягать особо не приходилось.
- Кстати, на счет голоса. Работать с радио гидом проще?
- С одной стороны да, с другой – нет. Конечно, гарнитура, когда тебя экскурсанты слышат на расстоянии десятков метров, упрощает работу. Но это очень расслабляет и экскурсантов, и тебя самого. Постепенно начинают теряться навыки удержания внимания всей группы у одного объекта. Надо же уметь работать с голосом, чтобы тебя все слышали, увидели, опять же. Но в условиях городского шума, особенно таких локаций, как Баумана, без радио гида бывает тяжело. Тут же аудиореклама из каждой точки звучит, музыканты… Приходится кричать, а не говорить, голосовые связки садятся. А если не одна экскурсия в день, то к вечеру язык в прямом смысле на плече.
- Часто приходится стоять в очереди на объекты?
- Обычное дело. Самое главное команда экскурсоводов работаю по определенным правилам и таймингу, поэтому это рабочие моменты. Скажем так, больших пробок нет.
- Этика негласная есть какая-то среди экскурсоводов?
- Да. Скажем, никогда не нужно перекрикивать коллег, если стоит три-четыре группы, на одном объекте. На балконе мечети Кул Шариф задерживаться не больше трех минут, это позволяет опять же не создавать больших очередей. Поднялись, осмотрелись, краткую информацию услышали и на спуск, а подробный рассказ уже внизу.
У водителей экскурсионных автобусов тоже, кстати, есть свои негласные правила и взаимовыручка. Без этого сложно, ведь с паковочными местами у объектов, особенно зимой, не все так просто. Без всего этого не было бы такой слаженной работы в такие напряженный дни, как новогодние или майские каникулы.
Ленина принимают за Дикаприо
Прогулка по Баумана закончилась в одном из национальных фаст-фудов за чайником ароматного и согревающего напитка.
- В начале мы говорили о том, что экскурсовод сродни чем-то стендаперу. Поведайте несколько дежурных шуток. Наверняка, они есть.
- Есть, конечно. Хотя для казанцев они могут показаться сродни анекдоту с бородой. Когда, например, подъезжаешь к Татарской слободе, мимо театр имени Галиасгара Камала, то рассказываешь обычно байку про то, что когда там играют комедию, то в зрительном зале смеются часто три раза: первый – татары, второй – те, кто не знает языка, потому что в наушниках синхронный перевод немного запаздывает, третий – снова татары, в это раз над теми, кто смеется не во время.
Или очень многие, когда подходят к памятнику Ленина у Казанского университета, говорят: «Так это же с Леонардо Дикаприо!». Говоришь, что почти так и есть, потому что сами студенты университета его так и называют «Памятник Дикаприо». Сходство, действительно есть.
По поводу моста Миллениум, бывает, спрашивают, почему на нем буква «М» запечатлена? Говорю, что потому что строился при Минтимере Шаймиеве, а сейчас с его приемником Рустамом Миннихановым это не устроило своей актуальности.
- Приходится включать обаяние на полную. Очевидно, возникает интерес и не только к тому, что говорят, но и – кто. Этика экскурсовода позволяет назначать свидание понравившейся даме?
- Всегда все возможно. Не исключено, что групповая экскурсия может перерасти и в, скажем так, индивидуальную. Тем более, что я не женат.
- Вот почитают нашу беседу молодые да и не только молодые люди и решат тоже идти в экскурсоводы. А чего?! Работа интересная, денежная опять же, судя по тому, что отпуск в теплых краях планируется провести. Опять же романтический ореол сам собой образовался. Что таким можно посоветовать?
- Есть желание, надо пробовать. Если это твое, все получится.
- А какой совет можно дать, чтобы быть востребованным на этом рынке?
- Должна быть индивидуальность, предрасположенность, интерес к поиску информации, желание развиваться. Ну, и конечно, надо сразу себя легализовать, проходить аттестацию, так на самом деле проще и выгоднее работать.
Как у меня было? Пришел, менеджер поставил на пробный маршрут, потом стали поступать заказы и все встало на поток постепенно. Так что лично я конкуренции особо и не почувствовал. Хотя, по факту конкуренция есть. Но путь осилит идущий. А работы хватит всем. Туристический поток в последние годы в силу разных причин увеличивается. И есть все основания предполагать, что эта тенденция сохранится.
На этом и расстались. У Данилы хоть и не срочных дел, но хватало. Ближайший «сенокос» у казанских экскурсоводов ожидается в конце месяца, на длинных выходных - 23-26 февраля. Опять же к аттестации готовится надо. А там не за горами весенние каникулы у школьников и, наконец, лето. А лето у экскурсоводов совсем не по Митяеву – не маленькая жизнь, а на полную катушку.